Более 130 представителей российских предприятий, научно-исследовательских центров приняли участие в совместном заседании Комитета по информационно-коммуникационным технологиям при Бюро Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» и Комиссии по стандартизации и техническому регулированию Союза машиностроителей России, состоявшемся в «Рособоронэкспорте».
Участники заседания сконцентрировали внимание на проблемах, предложениях и решениям в сфере государственных стандартов по автоматизированным системам управления жизненным циклом изделия изделий ОПК. В частности, выяснении текущей ситуации и обсуждение актуальных стандартов АСУ жизненного цикла изделий, а также на вопросах обмена опытом в области использования стандартов по АСУ ЖЦИ, выработке требований от промышленности к данным стандартам.
Председатель Комитета по ИКТ, генеральный директор ООО «Рязанский радиозавод» Юрий Смирнов подчеркнул, что большое количество участников и интерес к работе Комитета говорит о том, что тема для обсуждения выбрана верно: «Темпы развития производства намного опередили существующие нормативные базы, в новейших изделиях программное обеспечение превалирует, из-за чего возникает очень много вопросов по вопросам стандартизации. Тема «перезрела», нормативную базу как можно быстрее приводить в соответствие», - отметил Смирнов.
В своем выступлении председатель Комиссии по стандартизации и техническому регулированию, Президент Научно-технического Фонда Сертификационного Центра «КОНТСТАНД» Алексей Шалин акцентировал внимание на том, что проблема стандартизации и управления требует тонкого, «ювелирного» подхода, так как к решению этого вопроса существуют разные подходы на разных предприятиях. По мнению Шалина, проблему стандартизации в данное время следует отнести к разряду государственных проблем.
Заместитель председателя ТК 482, директор АНО НИЦ CALS-технологий «Прикладная Логистика», д.т.н. Евгений Судов представил информацию о техническом комитете по стандартизации 482, в задачи которого входит разработка стандартов по поддержке жизненного цикла экспортируемой продукции военного и продукции двойного назначения. В частности, тематика разрабатываемых национальных стандартов включает в себя интегрированную логистическую поддержку экспортируемой продукции, применение процедур каталогизации, стоимость жизненного цикла, эксплуатационная и ремонтная документация, общие требования к комплексным программам обеспечения эксплуатационно-технических характеристик, номенклатура показателей эксплуатационно-технических характеристик и т.д. Как рассказал Судаков, в планах работ на 2016 - интегрированная логистическая поддержка (комплекс стандартов), планирование уровней технического обслуживания и ремонта, формирование номенклатуры предметов снабжения, интерактивные эксплуатационные и ремонтные документы, контроль качества и приемка электронной эксплуатационной и ремонтной документации.
Отраслевым стандартам по АСУ ЖЦИ Росатом и отраслевому опыту РФЯЦ-ВНИИЭФ уделил особое внимание в своем выступлении начальник группы Службы информационных технологий и бизнес-процессов ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ Андрей Безусяк.
Начальник бюро стандартизации ПАО «КАМАЗ» Андрей Тамошев поделился опытом ПАО «КАМАЗ» в части информационной поддержки жизненного цикла изделия. Он рассказал, что в рамках пилотного проекта по созданию системы управления полным жизненным циклом военной автомобильной техники, согласно методическим рекомендациям Минобороны РФ по проведению мониторинга применения документов по стандартизации, организована работа по проведению анализа нормативной документации. Согласно предварительным экспертным заключениям, необходима переработка стандартов систем ЕСКД, СРПП ВТ в части установления требований и порядка обращения электронной (безбумажной) технической документации (в т.ч. конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации), а также необходима разработка стандартов по управлению жизненным циклом изделия ВВСТ с увязкой с требованиями стандартов системы СРПП ВТ, проводимой в рамках их переработки.
В рамках круглого стола, начавшегося после заседания, машиностроители обсудили наиболее актуальные проблемы в использовании ГОСТ АСУ ЖЦИ, задачи на уровне отраслевых стандартов, которые недавно были решены. Кроме того, рассмотрели ряд вопросов, в частности, по каким проблемным зонам требуется оперативная разработка/доработка ГОСТов, а также каких ГОСТ по АСУ ЖЦИ не хватает уже сейчас.
Напомним, Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.