Ключевыми темами обсуждения на совместном заседании Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности СоюзМаш России и Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения стал вопрос дефицита авансирования предприятий-производителей ЭКБ в рамках нововведений законодательства в части государственного оборонного заказа, а также повышение конкурентоспособности и возможности импортозамещения, организации и выстраивании оптимальной схемы взаимодействия. В частности, были рассмотрены кейсы практических решений в реализации задач импортонезависимости, определены проблемные вопросы и пути их решения.
Во вступительном докладе председатель Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности Гиви Джанджгава отметил, что за полтора года накоплен большой опыт в сфере импортозамещения по компонентам, и выступил с предложением организовать рабочую группу по проблемам воспроизводства сложных с точки зрения разработки компонентов, разработать пошаговый путь их решения. Кроме того, Джанджгава отметил необходимость определить четкую совместную позицию производителей, разработчиков, системщиков с привлечением представителей Минобороны России для создания перечня реальных задач, в частности, составить конкретные ранжированные перечни по производству компонентов конкретных аппаратов, минимизировать временной фактор, проводить модернизацию с технологическим и системным опережением.
Председатель Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения, заместитель генерального директора АО «Росэлектроника» Арсений Брыкин акцентировал внимание на несовершенстве схемы авансирования текущих контрактов в рамках ГОЗ в условиях Федерального закона «О государственном оборонном заказе». Он проинформировал, что на сегодняшний день существует провал по объему авансирования и нарастание дебиторской задолженности у предприятий 3-4 уровня кооперации, а также отметил, что существует угроза приостановки ряда предприятий, если ситуация не нормализуется в течение одного-двух месяцев.
«Назрела очень сложная ситуация с авансированием и обеспечением наших предприятий оборотными средствами, причин тому несколько. Одна из них – общий экономический кризис и нежелание делиться оборотными средствами по кооперационной цепочке. Вторая причина – нормы закона о ГОЗ, которые (по разным причинам) затягивают процесс контрактации, движения средств от заказчиков, «финалистов», к тем, кто производит электронную компонентную базу. Сегодня мы констатировали сложившуюся тяжелую ситуацию на предприятиях – производителях ЭКБ с точки зрения отсутствия авансов и сложности с выполнением в срок взятых на себя обязательств. Эту проблему мы несколько месяцев обсуждаем с заказчиками, коллегией Военно-промышленной комиссии. Назрела необходимость принятия действенных решений, чтобы не допустить приостановки с таким трудом достигнутых производственных мощностей – как научных, так и технологических», - подчеркнул Арсений Брыкин.
Доклады главного конструктора электронного направления АО «РПКБ» Михаила Гущеварова и заместителя генерального директора по НИиОКР – заместителя главного конструктора AO «ОКБ «Электроавтоматика» Бориса Уткина были посвящены практическим результатам в реализации задач импортозамещения, проблемным вопросам и путям их решения. Генеральный директор АО «НИИМА «Прогресс» Василий Шпак особое внимание в своем докладе уделил организации сквозного проектирования ЭКБ и РЭА в интересах импортозамещения.
Кроме того, в ходе заседания было предложено создать единое информационное пространство по управлению кадрами, контролю жизненного цикла изделия, проектированию, планированию и консолидации активов, документообороту. Докладчики акцентировали внимание собравшихся на острой необходимости формирования единой системы унифицированных, информационно совместимых «электронных библиотек» предприятий, позволяющих осуществлять эффективный взаимный обмен информацией.
Ведущий специалист Департамента специальных проектов СоюзМаш России Филипп Савельев описал функционал нового информационного портала www.порталинж.рф , сформированного Союзом для содействия развитию инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна и призвал участников использовать возможности, предоставляемые порталом. Следует отметить, что портал был создан по предложению Минпромторга РФ для содействия установлению связей и развитию взаимодействия внутри российского машиностроительного сообщества.
Комментируя итоги заседания, Председатель Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры Арсений Брыкин как позитивный момент состоявшейся дискуссии отметил достижение договоренности с авиационным и приборостроительными блоками о конкретных скоординированных действиях и шагах, о которых в ближайшее время будет доложено руководству Военно-промышленной комиссией.
«Кроме большого количества комплектаторов, в том числе ЭКБ, сегодня в обсуждении приняли участие представители предприятий приборостроения, авиастроения, космической отрасли и другие производители финальной продукции. Мы считаем абсолютно правильным проводить совещания не только отраслевые, но и межотраслевые, так как диалог в этом формате более результативен, решения более детальны и взаимоприемлемы для всех сторон. Основная задача Координационного совета – найти взаимовыгодные конструкции в интересах всей цепочки, скоординировав наши действия», - отметил Брыкин.
Напомним, Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.