Конференцию открыла панельная дискуссия на тему «Роль современного инженера в научно-техническом развитии России», в которой приняли участие ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров, Первый вице-президент СоюзМаш России, Первый зампред Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев, Первый вице-президент ПАО «ОАК» Александр Туляков, член Бюро СоюзМаш России, Генеральный конструктор АО «Раменское ПКБ» Гиви Джанджгава, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб, депутат Госдумы Альфия Когогина, Генеральный директор АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Александр Потапов, Председатель Совета директоров компании «Каскол» Сергей Недорослев.
Открывая панельную дискуссию, активными участниками которой стали студенты и молодые специалисты, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров назвал молодых профессионалов – главным и самым важным капиталом нашей страны: «Современность бросает нашему сообществу массу вызовов, но для машиностроения сегодня – правильное время, потому что наряду со сложными задачами оно открывает и огромные возможности. Необходимо приложить все усилия, чтобы возродить машиностроение, вернуть его на привычный для нашей страны высокий уровень. Уверен, что вместе, создавая с молодыми специалистами профессиональное сообщество, нам удастся вывести Россию на прежнюю орбиту».
Первый зампред Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев также отметил невероятные возможности, которые открываются перед молодыми специалистами: «Вы видите - как развивается наша промышленность. Идет рост. И этот процесс стал ощутим и в глобальной экономике, и в процессе импортозамещения. Для дальнейшего роста мы с вами формируем условия, создаем фундамент для развития науки, образования, диверсификации ОПК. Для молодых ученых открывается действительно огромная поляна, в связи с тем, что оборонные предприятия, проходя пик государственного оборонного заказа, будут ставить новые НИРы и НИОКРы. И те из вас, кто активно себя проявляют, уже включились в процесс».
Замминистра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб выразил уверенность, что молодые инженеры вне всякого сомнения найдут свое место в машиностроении, тем более с учетом тех компетенций и возможностей, которые получают, обучаясь в крупнейших технических вузах страны: «Если говорить о сегодняшнем развитии технологий, то мы видим насколько универсальными становятся многие процессы, которые требуют не просто подготовки узкоспециализированных специалистов. Уже развитие технологий диктует симбиоз и связь между многими специальностями и функциями, которые сегодня приобретают молодые люди в стенах университетов».
Первый Вице-президент ПАО «ОАК» Александр Туляков объяснил, почему мы уже не «гости» в небе и как отечественная авиация возвращается к репутации крупнейшего в мире производителя гражданской техники: «Superjet 100 – не единственная передовая разработка на сегодняшний день. Например, проходят испытательные полеты МС-21 – новейшего самолета, который по характеристикам превосходит своих прямых конкурентов. Мы планируем, что с 2019 года он пойдет в серию, будет использоваться как в России, так и за рубежом». Также Туляков отметил, что вместе с китайскими партнерами Россия заходит в серьезный сегмент широкофюзеляжных самолетов: «Первый самолет взлетит на рубеже 2025 года, это будет проект на 40-50 лет. Я приглашаю студентов участвовать в наших крупнейших проектах».
Глава «Уралвагонзавода» Александр Потапов, говоря о корпорации, уточнил, что на предприятиях работает 28000 человек, из них - 6000 молодых специалистов. И их количество только увеличивается: «Сейчас мы говорим об импортозамещении. Эта цель абсолютно стратегически правильная для нас. На наших предприятиях мы создаем все условия, чтобы выпускники работали продуктивно. Зарплата хоть не европейская, но достаточно высокая. Мы проводим интересные технические конкурсы, обмениваемся мнениями, у нас есть сильные КБ. Мы создаем конкурентную среду. Возможность развиваться на наших предприятиях, действительно, большая».
Член Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфия Когогина уверена, что лучшее будущее необходимо строить своими руками: «Сегодняшняя тенденция – это скорость. Всё происходит быстрее – мы не перестаем удивляться, как технологии меняют нашу жизнь. Важно успевать. Считаю, что машиностроение – это системообразующая отрасль. Именно здесь всегда реализовывались самые прорывные технологии. Думаю, что в рамках этой конференции нам всем необходимо подумать, как решить задачу, поставленную Президентом России Владимиром Путиным по внедрению в промышленность интернет-технологий. Это кардинально изменит лицо нашей промышленности, увеличит производительность труда, повысит конкурентоспособность и поднимет качество жизни. Уверена, что научно-техническая, цифровая революция и внедрение умных вещей не приведет к безработице, напротив – это повысит ценность и качество специалистов».
Генеральный конструктор АО «Раменское ПКБ», Заместитель генерального директора по НИОКР бортового оборудования, генеральный конструктор ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» Гиви Джанджгава считает, что нужно работать и все получится: «Нам нужно не просто импортозамещение. Все, что мы заменяем, было разработано 10-20 лет назад. Нужно сразу создавать продукты, которые не только заменят существующие технологии, но и обгонят их. Нужна инженерная наглость, не надо идти привычными путями, нужно находить обходные, и работать на междисциплинарном уровне, чтобы не бежать вслед».
Председатель Совета директоров ООО «Группа КАСКОЛ», Президент компании «СТАН» Сергей Недорослев привел статистику, согласно которой в России от общего числа рождается 20% инженеров: «Предрасположенность к техническим специальностям или есть, или нет. Здесь, на сегодняшней конференции, мы получаем доступ к невероятно умным людям, поражающим своими знаниями и навыками. Я говорю вам – друзья, вы пришли в правильную отрасль. Станкостроение – ниша, где можно реализовать свой потенциал».
По завершении панельной дискуссии участники конференции приступили к работе в рамках профильных научных секций, которая будет продолжаться на протяжении двух дней. Напомним, что в конференции «Будущее машиностроения России» принимают участие более 1000 молодых ученых и специалистов, заявлено свыше 300 конкурсных работ из 25 субъектов Российской Федерации и 10 стран ближнего и дальнего зарубежья.