На заседании комитета Союза машиностроителей России по судостроительной промышленности и морской технике, где рассматривались вопросы повышения эффективности производства за счет внутренних резервов и проблемы обеспечения кадровыми ресурсами предприятий судостроения, глава комитета, президент ОСК Алексей Рахманов подчеркнул, что подобные обсуждения проблематики отрасли под эгидой СоюзМаш России уже привели к позитивным изменениям в судостроительной промышленности: «По итогам недавнего заседания, посвященного развитию ОПК, с участие Президента России Владимира Путина практические по всем пунктам, которые обсуждались в контексте Программы развития военного кораблестроения до 2050-го года, мы были услышаны, поняты и поддержаны Министерством обороны и Главкомом военно-морского флота. Для всех нас - это чрезвычайно важный и позитивный момент».
Директор департамента развития производственной платформы АО «ОСК» Станислав Чуй, говоря об особенностях внедрения бережливого производства и мероприятиях по развитию производственной системы, напомнил, что год назад бережливое производство приобрело статус государственно-значимой идеологии: «По сути бережливое производство – это стратегия производственного развития, то есть подготовка промышленной базы для реализации целей и задач, которые корпорации необходимо решить: это выпуск военной и гражданской продукции и морской техники специального назначения. В нашем случае особенность внедрения бережливого производства заключается в масштабах действий по сравнению с другими известными промышленными компаниями: мы объединяем около 40 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро) и 80 000 работающих, а масштаб производства одного нашего изделия можно сравнить с 5-летним планом выпуска трех питерских автомобильных заводов».
В продолжение темы директор по развитию производственной системы АО «Пролетарский завод» Сергей Веревкин отметил, что питерское предприятие с 90-летней историей было первым, где в качестве пилотного проекта внедрялась система бережливого производства: «В сентябре 2015 года на заводе была создана первая группа по разработке и внедрению мероприятий в рамках концепции бережливого производства, деятельность которой показала, что делегированные для этих целей специалисты не всегда оказывались готовы к переходу на инновационные принципы работы. Проведенный анализ позволил выявить узкие места и скорректировать подходы к внедрению системы бережливого производства, которую мы называем «рецептом спасения» завода».
На заседании также был поднят вопрос разработки и применения профессиональных стандартов в отрасли судостроения и судоремонта. Директор Департамента управления персоналом ОСК Эдуард Бобрицкий подчеркнул, что сегодня уровень развития судостроительных технологий интенсивно повышается, поэтому главная задача на сегодня трансформировать и совершенствовать образовательный процесс и минимизировать пробелы в связях между работодателями и системой подготовки кадров. На это направлена разработка единых профессиональных стандартов в судостроении. Бобрицкий подчеркнул, что на сегодняшний день в этой сфере при непосредственном участии представителей ОСК уже утвержден 31 профессиональный стандарт.
Глава Дирекции развития профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Ольга Зайцева подтвердила, что Министерство труда и социального развития РФ ежегодно издает Приказ о перечне профессиональных стандартов, которые будут разрабатываться на текущий год: «Этот перечень формируется из предложений министерств, ведомств и крупных корпораций. Подчеркну, что профессионально-общественное обсуждение является важной составляющей разработки профессиональных стандартов. На сегодняшний день утверждено 816, зарегистрировано 808 профессиональных стандартов».
В завершении заседания глава комитета Союза машиностроителей России по судостроительной промышленности и морской технике Алексей Рахманов подчеркнул: «Я уверен, что вопросы, обсужденные в ходе Пятого заседания комитета по вопросам судостроения, помогут нам выстроить необходимую политику преобразования кадрового потенциала и производственной системы на предприятиях, что в дальнейшем приведет к существенным изменениям во всех сегментах судостроительной промышленности».
Напомним, что Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.