27 ноября 2018 г. в подведомственном учреждении Минпромторга России ГНЦ РФ ФГУП «ЦНИИчермет им.И.П.Бардина» состоялась совместная с Объединением производителей железнодорожной техники научно-техническая конференция «Перспективные конструкционные материалы и металлургические технологии для современного железнодорожного транспорта». Мероприятие прошло при поддержке Комитета по железнодорожному машиностроению Союза машиностроителей России и Комитета по металлургии и тяжелому машиностроению Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям».
Как уточнили в пресс-службе ЦНИИчермет им. И.П. Бардина, в конференции приняли участие генеральный директор ЦНИИчермет им. И. П. Бардина Виктор Семенов, вице-президент Объединения производителей железнодорожной техники Сергей Палкин, сотрудники научных центров, представители ОАО «РЖД», Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям, АО «ЕВРАЗ ЗСМК», АО «ВНИИЖТ», НИТУ МИСиС, АО «ВНИКТИ», АО «НИИ мостов» и других компаний.
– Сегодня на всех уровнях государственной власти тематике транспортного машиностроения уделяется самое пристальное внимание. В настоящее время в России реализуется немало амбициозных и масштабных железнодорожных проектов. Есть и серьезные планы на будущее, – обратился к участникам совещания Виктор Семенов. – Наша задача обеспечить новыми металлическими материалами инновационное развитие транспортного машиностроения. В нашем портфеле немало интересных и перспективных разработок. Поэтому мы предлагаем сообща решать ответственные и непростые задачи, стоящие перед отечественной инфраструктурой.
– По поручению Министра промышленности и торговли России институтом подготовлен проект комплексной программы по разработке и обеспечению транспортного машиностроения металлопродукцией, – продолжил Виктор Семенов. – Это не пилотный проект. Мы уже успешно реализуем аналогичную программу в интересах автомобилестроения.
Также приветствовал собравшихся на конференции Сергей Палкин. Он отметил, что железнодорожный транспорт – это каркас современной экономики России, от состояния которого зависит эффективность ее работы.
О разработанных в ЦНИИчермет им. И. П. Бардина материалах и технологиях, обеспечивающих повышение эксплуатационных характеристик железнодорожной техники, рассказал директор Научного центра качественных сталей Георгий Филиппов.
По словам ученого, на сегодняшний день сложился существенный дисбаланс прочностных свойств рельса и колеса, который изменил характеристики их взаимодействия. Средний срок службы колес уменьшился более чем в 1,5 раза (с 10-12 до 5-7 лет). Поэтому одной из актуальных проблем является повышение прочности железнодорожных колес. Это дает ряд преимуществ – снижение металлоемкости, увеличение рабочих нагрузок, повышение эксплуатационного ресурса и снижение монтажных и других расходов.
Итогом реализации одного из инновационных проектов стало создание в ЦНИИчермет новых марок сталей для колес. Увеличение срока службы колес способствует, помимо прочего, снижению тарифов и повышению безопасности перевозок.
В ЦНИИчермет также разработана уникальная марка стали для изготовления шарикоподшипников. Испытания, проведенные на одном из заводов, подтвердили увеличение ресурса подшипника более чем в 5 раз. После достижения этого значения они были прекращены, так как изделие продолжало безотказно функционировать.
На конференции была озвучена информация, что наиболее распространенным видом повреждаемости рельсов сейчас является контактная усталость. Из-за дефектов, так или иначе связанных с ней, из железнодорожной сети страны изымается 50 % рельсов. Ежегодно – порядка 120 тысяч, а это серьезные убытки и затраты.
Участники мероприятия активно обсуждали доклады, обменивались мнениями.