В «Рособоронэкспорте» состоялось заседание Комитета по тяжелому машиностроению, в ходе которого было принято решение о создании Экспертного совета по нефтегазовому и тяжелому машиностроению при Комитете Госдумы РФ по промышленности.
Участники заседания полностью поддержали данное предложение, так как в настоящее время предприятия отрасли сталкиваются с целым рядом проблем, обусловленных снижением спроса, ухудшением условий финансирования и растущим давлением иностранных компаний. Имеют место также технологическое отставание, неконкурентоспособные условия финансирования, неразвитый сервис, низкая загрузка мощностей на предприятиях отечественных производителей средств производства и т.д. Председатель Комитета по тяжелому машиностроению, генеральный директор ОАО «ОМЗ» Михаил Смирнов подчеркнул, что несмотря на это разрабатывается ряд крупных инвестиционных проектов, для участия в которых необходимо сделать правильный выбор технических решений и наличие возможности подготовки производства «под заказ». А также происходит развитие государственных механизмов поддержки импортозамещения машиностроительной продукции, в этом направлении внесены изменения в систему госзакупок (от 13.07.2015), принято Постановление Правительства «О правительственной комиссии по импортозамещению» (от 04.08.2015).
«Создание Экспертного совета позволит всесторонне рассмотреть и учесть интересы отрасли при реализации крупнейших инвестиционных проектов, содействовать импортозамещению, выработать предложения по применению и расширению существующих мер поддержки отрасли», - заявил Первый зампред Думского комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, отметив, что организационно работа будет обеспечена на базе Комитета по тяжелому машиностроению Союза машиностроителей.
Выступление заместителя директора Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России Сергея Кононенко было посвящено мерам поддержки предприятий тяжелого машиностроения со стороны органов власти, действующих госпрограммах. В частности, инструменты государственной промышленной политики прописаны в подпрограмме «Развитие производства средств производства» новой редакции государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В рамках действия подпрограммы предусмотрено субсидирование затрат на реализацию продукции, что поможет российским производителям средств производства реализовывать конкурентную ценовую политику, поддержка лизинга отечественной продукции, субсидирование расширенного гарантийного обслуживания и другое. После выступления представителя Минпромторга от участников заседания поступило множество вопросов относительно как общих тенденций, так и отдельных предприятий.
Участники заседания подробно рассмотрели такие предложения по мероприятиям развития отрасли тяжелого машиностроения, как обеспечение участия российских производителей нефтегазового и тяжелого машиностроительного оборудования в крупнейших инвестиционных проектах на территории РФ в рамках рабочих органов подкомиссии по гражданским отраслям экономики Правительственной комиссии по импортозамещению, формирование консолидированных предложений по участию в программе импортозамещения Правительства РФ в нефтегазовом и тяжелом машиностроении, участие в развитии программ Минпромторга России по государственной поддержке нефтегазового и тяжелого машиностроения, включая НИОКР, стимулирование спроса на продукцию у заказчиков, подготовка предложений по доработке и актуализации проекта Стратегии по развитию тяжелого машиностроения на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года и другое.
Кроме того, особое внимание в рамках заседания было уделено поддержке инновационных проектов и подготовке кадров. В частности, обсуждалось научное взаимодействие предприятий тяжелого машиностроения с МГТУ им. Баумана. Первый заместитель исполнительного директора Союза машиностроителей России Артем Ажгиревич подчеркнул, что Союз уделяет повышенное внимание вопросу качественной подготовки кадров для предприятий машиностроительной отрасли в рамках реализуемой системы практик и стажировок.
Следует отметить, что развитие тяжелого машиностроения является одним из ключевых направлений развития России и имеет стратегическое значение. На самом деле, как таковой прямой вклад данной отрасли в валовой национальный продукт не является определяющим, так как отрасль производит 1,2 % ВВП и обеспечивает занятость всего лишь 210 тыс. человек. Однако именно тяжелое машиностроение является фундаментом для большинства добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики. Основные потребители продукции тяжелого машиностроения (предприятия нефтегазового комплекса, металлургии и горнодобывающей промышленности) формируют более 40 % ВВП, обеспечивают более 80% российского экспорта и около 80% поступлений в бюджет.
Напомним, что Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. В структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.