Выдохнули. РБК dayli 06.10.10 АвтоВАЗ отчитался о первой с начала кризиса прибыли. АвтоВАЗ может заявить, что самое тяжелое для него позади. За первое полугодие 2010 года завод сумел получить чистую прибыль по МСФО в размере 3,1 млрд руб., хотя еще недавно он сам и его аудиторы сомневались в том, что предприятию удастся избежать банкротства. К успешным результатам привели в основном меры господдержки авторынка и прямые денежные инъекции из бюджета. Еще в середине прошлого года АвтоВАЗ был в шаге от банкротства, но тогда его спасли выделенные государством 25 млрд руб. Но этого было недостаточно. Как отмечалось в отчете предприятия по МСФО за первое полугодие 2009 года, «без поддержки правительства по рефинансированию задолженности и обеспечению новых займов АвтоВАЗ не может гарантировать продолжение своей деятельности». К концу прошлого года ситуация изменилась мало. В пояснении к отчетности АвтоВАЗа за весь 2009 год аудитор указал на «серьезные сомнения в способности группы продолжать работу в качестве непрерывно функционирующего предприятия». Поначалу АвтоВАЗ рассчитывал, что сможет выйти в ноль по итогам 2010 года, но уже во втором квартале завод вышел в плюс. Как следует из отчетности завода по итогам первого полугодия 2010 года по МСФО, чистая прибыль группы составила 3,1 млрд руб. Главными факторами успешных результатов стали меры господдержки рынка и прямая помощь государства заводу. Напомним, что АвтоВАЗ получил от государства через ГК «Ростехнологии» беспроцентный займ на 65 млрд руб., еще 10 млрд руб. завод получит в октябре. Кроме того, за первые шесть месяцев этого года АвтоВАЗу удалось продать в России 220,8 тыс. машин, что на 22,7% превышает прошлогодний показатель. Немалая заслуга в этом принадлежит госпрограмме утилизации, по которой в первом полугодии продано 69,1 тыс. автомобилей. АвтоВАЗ пытался использовать и другие способы увеличения продаж: в первом полугодии затраты на рекламу выросли почти в пять раз, до 355 млн руб. Самому АвтоВАЗу при росте выручки на 38,2%, до 61,98 млрд руб., удалось удержать рост себестоимости производства на уровне 26,2% (до 55,85 млрд руб.). При этом затраты на оплату труда даже выросли на 26,6%, до 7,72 млрд руб., хотя численность персонала в целом по группе упала на 20% (до 100 тыс. человек). Как поясняют на АвтоВАЗе, в начале прошлого года во время простоев оплачивалось только две трети зарплат, кроме того, выросли выплаты уходящим на пенсию работникам. При этом за счет передачи ряда соцобъектов на баланс муниципалитета, вывода непрофильных активов и других действий социальные расходы завода в первом полугодии снизились с 625 млн до 435 млн руб. Но пока долговой портфель компании изменился незначительно: на 1 июля 2010 года задолженность АвтоВАЗа сократилась до 77,11 млрд руб. по сравнению с 79,93 млрд руб. на конец 2009 года. Но если на начало 2010 года к категории краткосрочных долгов относилось 65,7 млрд руб., то сейчас 64,04 млрд руб. долгов — долгосрочные. «С учетом долгов общую картину рентабельности предприятия покажут результаты второго полугодия», — отмечает руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов. По мнению аналитика «Атона» Юлия Матевосова, главная цель — вернуть предприятие к жизни — выполнена.
Поделиться: