В июле 2014 года исполняется 20 лет с начала серийного производства автомобиля «ГАЗель». За эти годы выпущено более 2 млн. машин. С начала продаж и по сегодняшний день «ГАЗель» является безусловным лидером в своём классе, удерживая около 50% рынка лёгких коммерческих автомобилей. В октябре 2013 года крупнейшее в мире бренд-консалтинговое агентство Interbrand признало «ГАЗель» самым сильным российским автомобильным брендом, оценив его в 32,3 млрд рублей. В этом году новое поколение автомобилей «ГАЗель» получило европейский сертификат, который позволяет продавать их во всех странах Европейского Союза и подтверждает соответствие самым жестким международным требованиям надежности и безопасности.
За прошедшие 20 лет автомобиль прошёл два серьёзных этапа модернизации и одну смену поколений. При этом в ходе любых изменений неизменными оставались лучшие черты бренда «ГАЗель» - практичность, функциональность, существенный ценовой отрыв от конкурентов, лучшая стоимость владения в своем классе, надёжная рамная конструкция, приспособленная к интенсивной эксплуатации в различных географических условиях. Машина стала настолько популярной, что именем «Газель» сегодня часто называют не только сам автомобиль, но и весь класс коммерческих грузовиков полной массой до 3,5 т.
Самой быстрорастущей моделью на рынке коммерческого транспорта сегодня является автомобиль нового поколения – «ГАЗель NEXT», серийное производство которой началось в апреле 2013 года. Новая модель быстро завоевала доверие и уважение профессионалов: две самые престижные российские автомобильные премии: «Лучший коммерческий автомобиль года в России - 2013» и «ТОП 5 Авто - 2014» были присуждены «ГАЗели NEXT».
Сегодня Горьковский автозавод выпускает две линейки семейства «ГАЗель» - автомобили «ГАЗель БИЗНЕС» и «ГАЗель NEXT», которые представляют полный спектр легких коммерческих автомобилей для грузовых и пассажирских перевозок, для нужд малого и среднего бизнеса, строительства и коммунального хозяйства, фермерских хозяйств, силовых структур, медицинских, образовательных, социальных учреждений страны.
* * *
Со времён первой «полуторки» ГАЗ-АА, производство которой было запущено в 1932 году, в СССР не выпускалось автомобилей грузоподъёмностью 1,5 тонны. Несмотря на то, что потребность в таких машинах в экономике страны ощущалось достаточно остро, неповоротливость советской плановой экономики не позволила за почти 60 лет создать маневренный и экономичный автомобиль такого класса. Перевозки грузов даже небольшого объёма осуществлялись на среднетоннажных грузовиках, что вело к высоким транспортным и топливным издержкам.
В конце 80-х годов, вскоре после начала перестройки и переориентации на рыночную экономику, потребность в небольших грузовиках стала особенно очевидной. Государственные и плановые учреждения СССР рассматривали в качестве базового предприятия для разработки и освоения такой машины сразу несколько заводов. Однако только Горьковский автозавод с его огромным производственным и конструкторским потенциалом смог в этот непростой для истории страны период освоить выпуск новой модели.
Практичные и недорогие, эти автомобили не имели аналогов в России и позволили обновить транспортный парк страны на этапе перехода к рыночной экономике. «ГАЗель» не только вывезла сам Горьковский автозавод в кризисные 90-е годы, но и дала мощный импульс развитию отечественного малого и среднего бизнеса, позволила решить проблему городских пассажироперевозок, обновить парки медицинских учреждений. В крупных и малых городах, в мегаполисах и в сельских поселениях, на федеральных трассах и на бездорожье – по всей России и в странах СНГ «ГАЗель» стала универсальной машиной для бизнеса, здравоохранения, коммунального хозяйства, городских и социальных пассажироперевозок.
В 1988 году ГАЗ приступил к разработке собственной концепции «полуторки». Три первых образца и комплект конструкторской документации были готовы в 1992 году. Дебют предсерийной линейки «ГАЗелей» состоялся в августе 1993 года на II Московском международном Мотор-шоу, проходившем на ВВЦ. Массовое производство было освоено в рекордно короткие сроки: уже 20 июля 1994 года с конвейера Горьковского автозавода сошла первая «ГАЗель» - бортовой грузовик ГАЗ-3302.
Главным разработчиком ГАЗ-3302 был ведущий конструктор грузовых автомобилей В.Л. Четвериков (в настоящее время генеральный директор Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ»), дизайн разработан С.В. Волковым, В.И. Фузеевым. Удачное название - «ГАЗель» - предложил В.Н. Носаков, в то время заместитель главного конструктора ОАО «ГАЗ». Огромный вклад в создание машины внес Главный конструктор ГАЗа Ю.В.Кудрявцев.
Оптимальная грузоподъёмность (1,5 тонны), исключительная маневренность, которая имеет большое значение в городских условиях, надёжная рамная конструкция, возможность разнообразной планировки салона и установки огромного количества надстроек, оптимальная цена и быстрая окупаемость – слагаемые рекордного успеха автомобилей.
По мере изменения спроса со стороны потребителей автомобиль менялся, появлялись новые модели и модификации. В июне 1995 года был собран первый полноприводный автомобиль ГАЗ-33027, в декабре – цельнометаллический фургон ГАЗ-2705, в 1996-м начался выпуск микроавтобусов. В 1998 году на базе «ГАЗели» создается новое семейство малотоннажных автомобилей «Соболь» грузоподъемностью до 1 т.
В 2002 году был модернизирован интерьер и внешний вид автомобилей, изменена компоновка подкапотного пространства, поставлена принципиально новая светотехника.
Важным этапом обновления семейства стал выпуск в 2010 году модернизированной «ГАЗели БИЗНЕС». В автомобиль было внесено более 200 конструкторских и технологических изменений. Самые важные из них коснулись системы управления, тормозов, подвески. Широкое применение компонентов от ведущих мировых производителей позволило увеличить ресурс и предложить покупателям более выгодные условия гарантии. Новинка оказалась настолько популярной, что всего за полгода стала бестселлером на российском рынке коммерческой техники. Продажи ГАЗа в 2010 году выросли в 1,5 раза быстрее рынка. Также в 2010 году на автомобили начали устанавливаться дизельные и газобензиновые двигатели.
Автомобили «ГАЗель БИЗНЕС» выпускаются и сегодня и сохраняют заслуженную популярность. Этому семейству нет равных по количеству модификаций и вариантов спецтехники, среди которых грузовые и грузопассажирские модели, цельнометаллические фургоны и «комби», микроавтобусы с разным количеством мест, хлебные, промтоварные и изотермические фургоны, европлатформы, машины «скорой помощи» и школьные автобусы. Единственный среди отечественных и представленных на российском рынке зарубежных производителей, ГАЗ серийно производит автомобили с 4 типами силовых агрегатов: бензиновым, дизельным и двумя вариантами газобензиновых двигателей, работающих на сжатом (метан) или сжиженном газе (пропан).
Самые важные изменения, которые ознаменовали смену поколений газовских «полуторок», произошли в 2013 году. В апреле прошлого года стартовало серийное производство принципиально нового автомобиля – «ГАЗель NEXT». В его конструкции сочетаются современные технические решения, высокий уровень активной и пассивной безопасности, отличная эргономика рабочего места водителя. Высокий ресурс, увеличенная до трёх лет (или 150 тыс. км.) гарантия, самая низкая стоимость технического обслуживания, существенный ценовой отрыв от конкурентов обеспечили автомобилю лучшую стоимость владения в своём классе и сделали NEXT лучшим выбором для бизнеса и коммунального хозяйства. Среди технических особенностей нового автомобиля: независимая двухрычажная передняя подвеска, реечное рулевое управление, просторная кабина из оцинкованной стали, расширенная бортовая платформа с алюминиевыми бортами.
Работа над новыми моделями на Горьковском автозаводе «Группы ГАЗ» продолжается в соответствии с актуальными тенденциями развития рынка. Вслед за бортовым грузовиком «ГАЗель NEXT» уже выпущены грузопассажирская версия с двухрядной кабиной и 19-местный автобус. Активно идёт работа над запуском цельнометаллического фургона в нескольких модификациях. В дальнейшем семейство NEXT будет также дополнено автомобилями полной массой 2,8 и 4,6 т.