«Концерн «Тракторные заводы» является одной из ведущих компаний-производителей промышленной техники, использующейся во многих отраслях. Ежегодно машиностроительно-индустриальная группа представляет потребителям новые машины, сочетающие в себе мощь, конструктивную надежность, технологичность и высокую функциональность.

В 2013 году «Тракторные заводы» сотворили настоящую сенсацию, представив потребителям российской промышленной техники сразу несколько новинок, в числе которых бульдозеры Т-6, Т-11КСМП и Т-35.02К, имеющие уникальные конструктивные особенности. В частности, Т-6 отличается поворотным гидрофицированным отвалом. Он способен перекашиваться в плане, если  нужно вести отсыпку грунта в сторону. Также отвал Т-6 наклоняется в вертикальной плоскости (если необходимо выполнить профиль бульдозируемой поверхности под углом), и складывается по бокам. Благодаря этой опции машина без демонтажа деталей может транспортироваться в кузове грузовика. Толкающие брусья бульдозера установлены не снаружи машины, а между рамой и гусеницей.

Трактор Т-11КСМП востребован на строительстве дорог как планировщик.  Толкающие брусья у него, как и у Т-6, установлены между рамой и гусеницами. Отвал Т-11КСМП поворачивается во всех плоскостях и способен перемещать значительные объемы грунта. Другая особенность Т-11КСМП – наличие гидростатического привода вентилятора.

Мощный Т-35.02К получил в ходе модернизации дополнительный топливный бак, централизованную систему смазки шарниров навесного оборудования, систему пожаротушения. Для кареточной ходовой системы Т-35.02К разработана балка с уменьшенным углом прокачки в горизонтальной плоскости.

Заслуга в создании этих машин принадлежит большой и крепкой команде разработчиков компании «МИКОНТ», входящей в «Концерн «Тракторные заводы». В их числе конструкторы Александр Метельков, Евгений Федоров и Алексей Кошкин.

Бульдозер начинается с рамы

Вот уже девятнадцать лет проектирует чебоксарские тракторы начальник бюро рам Александр Метельков. Впервые на завод конструктор пришел в возрасте шести лет. «На Чебоксарский завод промтракторов меня еще в 1975 году за руку привела мама, – рассказывает Александр Борисович, – Она устраивалась на работу, а заодно решила мне показать предприятие (на котором, к слову сказать, трудилась потом более тридцати лет). Размах предприятия так поразил меня, что я решил во чтобы то ни стало в будущем стать тракторостроителем».

За  многие годы работы Александр Метельков принял участие в реализации различных конструкторских проектов. Один из последних – это бульдозеры Т-6 и    Т-11КСМП. В тракторе Т-6 воплощена следующая идея: решено было отказаться от лонжеронов. Вместо этого элемента внедрены стальные листы, объединенные с задним несущим корпусом.

«Дело в том, что на Т-6 нет как на обычном тракторе качающейся балки, – говорит конструктор. – Вместо этого применена неподвижная трубная конструкция с кронштейнами и фланцами крепления агрегатов навесного оборудования и ходовой системы. Новая схема дает большее преимущество – обеспечивается более высокая жесткость конструкции, уменьшается количество операций при сборке, снижается металлоемкость изделия».

Для Т-11КСМП, предназначенного для работ в строительной и коммунальной сфере, Александром Метельковым разработана рама с балкой упрощенной конструкции, выполненной из двух сваренных между собой по контуру листов.

За свой труд разработчик в прошлом году удостоился звания «Золотого кадра «Концерна «Тракторные заводы». В день выдвижения на премию Александр Метельков обсудил радостную новость дома.

«Когда до церемонии награждения оставались считанные дни, мой сын Даниил волновался больше всех, – смеется Александр Борисович, – все переживал: когда, папа, ты получишь золотой знак? Теперь значок на почетном месте в нашем доме. Надеюсь, что награда станет примером  моему чаду, и он продолжит династию чебоксарских тракторостроителей Метельковых». 

Дополнительный бак карман не тянет

«Непрофессионалы могут усмехаться, узнав о том, что конструкторы ведущих тракторостроительных предприятий мира бьются над задачами по увеличению объемов топлива на бульдозерах, – говорит Евгений Федоров, начальник бюро отдела моторных установок «МИКОНТ». – Мол, зачем такой махине много солярки на борту, она же, как фура, не гоняет на гигантские расстояния? На самом деле емкость топливного бака имеет очень даже большое значение. Представьте, работает трактор в угольном разрезе. Там, где он в основном ходит, не каждая машина пройдет. А значит, к топливозаправщику на более-менее ровную площадку поблизости бульдозеру придется выбираться самому. Пока он «сгоняет» туда-сюда, бывает, час уйдет. Такие потери времени снижают конкурентоспособность техники».

Тему заправки бульдозеров Евгений Геннадьевич затронул в связи с вопросом модернизации трактора Т-35, в результате которой родилась совершенно новая машина с отличными характеристиками – Т-35.02К. Новое детище ОАО «Промтрактор» получило дополнительный бак, и теперь емкость его топливных цистерн увеличилась с 780 сразу до… 1300 литров!

Однако появление нового массогабаритного компонента на бульдозере, конечно же, рождает ряд новых тем. Еще один бак на борту влечет за собой по принципу домино переработку компоновки трактора – пришлось кардинальным образом переделать не только облицовку, но и ряд других узлов и механизмов. Кропотливая работа над Т-35.02К увенчалась успехом – сегодня трактор имеет ряд новых преимуществ, которые повышают его конкурентоспособность.  

Золотой кадр 2013 года Евгений Федоров трудится над созданием чебоксарских бульдозеров вот уже 16 лет. За это время он разработал топливные баки и системы топливоподачи почти для всей линейки тракторов, выпускаемых сегодня ОАО «Промтрактор».

Ограниченное пространство –не помеха

При проектировании трактора Т-6, рожденного коллективом МИКОНТа с нуля, возник ряд вопросов, связанных с прокладкой рукавов высокого давления (РВД). Дело в том, что машина является самой маленькой в модельном ряду промышленных бульдозеров «Концерна «Тракторные заводы». Вписал трансмиссию, РВД, насосы, гидромоторы, организовал дренаж инженер-конструктор Алексей Кошкин, также ставший в 2013 году «Золотым кадром «Концерна «Тракторные заводы».

«Вот какая проблема стояла при создании Т-6: рама маленькая, редукторы и гидромоторы из нее вынесены, – вспоминает Алексей. – А РВД допускали радиус гиба не менее 300 мм. В противном случае ресурс рукава значительно уменьшается. Десяток схем пришлось прорисовать, пока нашлось верное решение по прокладке РВД от насосов к  гидромоторам». 

В этой работе молодому специалисту очень помогла помощь его наставников: Виктора Бойченко, Алексея Кириллова, Игоря Захарова и Владимира Кочанова, за что он выражает им огромную благодарность.

Внес свою лепту наш собеседник и в модернизацию бульдозера Т-11 с гидромеханической трансмиссией, где впервые на чебоксарских бульдозерах был применен вентилятор с гидростатическим приводом. Алексей Кошкин проработал геометрию корпуса редуктора привода насоса.Обороты этого вентилятора не зависят от оборотов двигателя: он включается на необходимую мощь лишь при увеличении рабочей температуры узлов и механизмов бульдозера. Что позволяет повысить топливную экономичность и ускоряет прогрев двигателя. У вентилятора имеется реверсивный ход, позволяющий регулярно проводить эффективную очистку радиатора от загрязнений.

Стоит отдельно рассказать о хобби Кошкина. На досуге он тоже любит конструировать. Не так давно он сделал настоящий багги: нашел двигатель и КПП от вазовской «восьмерки», продумал примерную компоновку и за 7 месяцев воплотил задумку в металле.

Сегодня Алексей Кошкин активно работает над новыми проектами, ведомыми компанией «МИКОНТ». А параллельно получает второе высшее образование в Чувашском госуниверситете по направлению «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств».

На фото: ежегодно «Концерн «Тракторные заводы» представляет на СТТ новые образцы техники; Александр Метельков  —  автор ряда инновационных решений, внедряемых на бульдозерах, выпускаемых заводом «Промтрактор»; благодаря Евгению ФЕДОРОВУ топливные емкости трактора Т-35.02К вмещают 1300 литров; Алексей Кошкин грамотно разместил РВД на бульдозере Т-6

 

Фотографии

Поделиться: