Национальная телерадиокомпания Чувашии запустила профориентационный проект «Рабочая смена». Герои радиопрограммы – люди разных профессий, молодые специалисты и опытные профессионалы – рассказывают о том, как пришли на предприятие и чем привлекательна их работа, делятся планами и мнениями.

Наш сегодняшний гость – термист Чебоксарского агрегатного завода Андрей ЛЫЧЕНКОВ, интервью с которым провела журналист Марина Толстова.

В развитии машиностроения значительная роль принадлежит термистам. Термическая обработка является одной из основных наиболее важных операций общего технологического цикла обработки. От правильного выполнения термообработки зависят механические и физико-химические свойства изготавливаемых деталей. Разнообразная термическая обработка – это и отжиг, и закалка в различных средах, и цементация, и нитроцементация, и азотирование. Качественная термообработка кузнечно-штамповой оснастки, инструмента и приспособлений определяет долговечность и надежность в работе.

Андрей Лыченков: Моя работа – термообработка заготовок деталей из различных металлов, сплавов. Это режущий инструмент, детали оснасток, приспособлений для холодных и горячих штампов.

Марина Толстова: Давно ли работаете термистом и как им стали?

А.Л.: Тружусь уже 23 года. Профессию получал в 23-м училище по специальности. Отец мой работал на агрегатном заводе термистом, он и посоветовал.

М.Т.: Что завораживает в этой профессии?

А.Л.: Нагрев металла, потом охлаждение и придание определенных качеств этому металлу. Интересно. Сначала я, и мои коллеги тоже, закладываем в печи «сырые» после предварительной механической обработки детали. По сопроводительным чертежам уточняем заложенную твердость металлов, в зависимости от того, где эта деталь будет применяться, в каком механизме. После нагрева заготовок до нужной температуры, закаливаем их в определенных средах, чтоб придать технологическую твердость. В инструментальном цехе каждая деталь ответственная, и у термистов все должно быть в голове, чтобы не бегать каждый раз к технологам.

М.Т.: Чем является для вас завод?

А.Л.: Ну, это родное! Живой организм. Здесь наша большая рабочая семья. Недаром в песне поется: «Та заводская проходная, что в люди вывела меня».

М.Т.: Где специалистов брать, взамен пенсионеров?

А.Л.: Мы новичков всему обучаем сами, пусть приходят.

М.Т.: Какое самое сложное оборудование?

А.Л.: Еще в 2005 году нам поставили новые вакуумные печи. Закалка в них происходит в безвоздушном пространстве, не образуется окалина при нагреве на деталях. Польские специалисты обучали нас. Таких печей в мире всего пять. Желательны, конечно, новые печи, чтобы защитные атмосферы были, поменьше окислялись, окалина не появлялась. Это влияет на мехобработку, припусков можно меньше оставлять – экономия уже идет.

М.Т.: Вы победитель конкурса профмастерства среди термистов. Сложно было?

А.Л.: Хотелось быть подкованным, раз конкурс заводского масштаба. Постарался освежить теорию, литературу читал, в библиотеку ходил, в интернет заглядывал.

М.Т.: Традиция нашей программы – говорить о коллективе.

А.Л.: Он у нас сложился давно, отношения доверительные. С полуслова друг друга понимаем. Я бригадиром являюсь. Наставники у меня были хорошие, с самого начала. Первый – начальник участка Татьяна Михайловна Репенкова. Потом бригадир мой – Владимир Абрамов. Еще один наставник – Олег Яраляйкин. Они меня постепенно всему и научили, чему я благодарен.

М.Т.: Спасибо за интересный рассказ. Дальнейшего вам профессионального роста и успехов!

Фотографии

Поделиться: