04.04.2011
"Тракторные заводы" уехали от банкротства Концерн рефинансировал долг в ВЭБе Газета "Коммерсантъ", №57/П (4598), 04.04.2011 Подконтрольный Внешэкономбанку (ВЭБ) концерн "Тракторные заводы" рефинансировал свой долг более чем на $1 млрд, избежав, таким образом, угрозы своего банкротства. Теперь ВЭБ может начать переговоры с потенциальными покупателями на активы концерна — холдингом "Русские машины" и Уралвагонзаводом. Если первый готов платить деньги за покупку активов "Тракторных заводов", то второй рассчитывает просто взять их в управление. В пятницу Сбербанк сообщил, что привлек для "Тракторных заводов" синдицированный кредит на сумму 32,3 млрд руб. Эти деньги необходимы концерну для рефинансирования текущего долга (32 млрд руб.). Как сказано в релизе Сбербанка, в синдикате участвует 16 банков. В первую очередь это сам Сбербанк, чья доля в финансировании составит 37%, а также Юникредит-банк, "Сосьете Женераль Восток", Райффайзенбанк, ВТБ, Россельхозбанк и ряд других. Новый кредит выдается на пять лет и "организован при поддержке правительства РФ", отметили в Сбербанке. С помощью Сбербанка "Тракторные заводы" избежали риска своего банкротства. Просроченная кредиторская задолженность на сумму 32 млрд руб. (эта сумма превышает выручку концерна за 2010 год) образовалась у "Тракторных заводов" еще в конце 2009 года. Концерн уже получал финансирование в ВЭБе на сумму 15 млрд руб., но направил его на пополнение оборотных средств, погашение облигаций и обслуживание процентных ставок. Вопрос же с банковским долгом решился за счет самих кредиторов: большинство из них стали участниками синдиката рефинансирования. То, что синдицированный кредит организован "при поддержке правительства РФ", означает, что агентом по привлечению денег Сбербанк стал с одобрения ВЭБа, чей наблюдательный совет возглавляет премьер Владимир Путин. ВЭБ в конце прошлого года стал стопроцентным собственником "Тракторных заводов": выданный концерну кредит на 15 млрд руб. был оформлен как сделка репо, то есть бывшим собственникам концерна Михаилу Болотину и Альберту Бакову пришлось отдать ВЭБу 100% акций "Тракторных заводов" до погашения кредита (на семь лет). При этом господа Болотин и Баков рассчитывали, что ВЭБ не станет отстранять их от управления концерном, однако уже в январе госкорпорация объявила конкурс "на замещение управленческой команды". "Тракторные заводы" ждут заявок от желающих до 20 апреля. Теперь, когда концерн избежал банкротства, ВЭБ может "в более спокойном режиме вести поиск новой управляющей команды для "Тракторных заводов" или, возможно, покупателя на активы концерна", говорит аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов. О своем интересе к ним уже заявили "Русские машины" Олега Дерипаски и государственный Уралвагонзавод. Гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко в пятницу сообщил "Ъ", что компания пока не подавала заявку в ВЭБ на право управления "Тракторными заводами", но "сделает это в ближайшее время". Глава "Русских машин" Александр Филатов дал аналогичные комментарии. Пока сложно сказать, кому ВЭБ отдаст предпочтение, говорит аналитик ИК "Атон" Михаил Пак. Он напоминает, что и для Уралвагонзавода, и для "Русских машин" бизнес, которым занимаются "Тракторные заводы", является профильным: все эти компании производят подвижной состав для ОАО РЖД и военную технику для Минобороны. Впрочем, уточняют источники "Ъ", в отличие от Уралвагонзавода "Русские машины" готовы платить за активы концерна "живые" деньги. С другой стороны, продолжает господин Пак, у Уралвагонзавода сильнее административный ресурс, поэтому окончательные выводы относительно судьбы концерна можно будет делать не раньше конца весны.