Начало космической эры, когда Юрий Гагарин первым из землян заглянул за пределы земной атмосферы, стало основой для настоящей революции в науке, равной которой не было за всю историю человечества. Технические достижения, вызванные развитием космонавтики, определили самые разнообразные направления исследований во многих областях знаний. 

Для НИИ стали, входящего в «Концерн «Тракторные заводы», это утверждение абсолютно справедливо. Благодаря разработкам института 10 ноября 1970 года станция «Луна-17» благополучно прилунилась в море Дождей, и первый робот-планетоход «Луноход-1» съехал на грунт и проработал на естественном спутнике Земли 10 месяцев, до сентября 1971 года.

В 1969 году коллектив института, являющегося сегодня головным в России по материалам и конструкциям защиты вооружения, техники и личного состава, выполнил государственный заказ межпланетного значения. Но, конечно, случилось это не вдруг.

В 60-е институт активно занимался разработками технологий изготовления и упрочнения торсионных валов по уровню рабочих напряжений и температурных условий эксплуатации. Область применения – техника гражданского и военного назначения на гусеничном ходу: танки, вездеходы, тягачи, транспортеры и другое. В специальной лаборатории, оснащенной уникальным оборудованием, проводились контрольные испытания серийных образцов. Каждый преждевременно разрушенный торсионный вал подвергался экспертизе, чтобы найти точную причину снижения качества или разрушения изделия, и быстро устранить ее.

Накопленный опыт обеспечил весомый кредит доверия, и НИИ стали было поручено изготовить 10 комплектов торсионных подвесок для космического аппарата «Луноход-1».

«Лунная тележка» имела 8 мотор-колес, каждое из которых оснащалось своей подвеской, где в качестве упругих элементов использовался пучок торсионов – три штуки в одной гайке. Торсионы - титановые стержни имели в длину 185 мм, в диаметре – 8 мм. На каждую тележку устанавливалось 24 торсиона.

Шлицевая головка изделия представляла собой ромб, в отличие от стандартных торсионов с круглыми головками. Закрепление шлицевых головок в опорной гайке требовало высокой точности изготовления, так как малейшее отклонение влияло на его долговечность. Для механической обработки торсионов требовалось специальное оборудование и инструменты, многие из которых также изготавливались в НИИ стали.

Несмотря на необычность заказа, НИИ стали справился с заданием. «Луноход-1» за 116 сеансов движения прошел расстояние 10540 метров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80 тысяч квадратных метров. Максимальная скорость движения составляла 2 км/час. А общее время активной работы лунохода более чем в 3 раза превысило начальное техническое задание.

Фотографии

Поделиться: