В июле на Курганмашзаводе начались периодические испытания серийных образцов ТМ140. Для техники, выпускаемой большими объемами, такие работы регламентированы нормативной документацией. Это своего рода проверка и подтверждение заводом своих гарантийных обязательств в части качества, эксплуатационного ресурса машин, требований и объема технического обслуживания.
В рамках комплексной проверки на гусеничном вездеходе ТМ140 планируется провести испытания и ряда новых технических решений, которые могут быть полезны в части повышения качества и совершенствования серийных изделий.
Среди новшеств – установка централизованной системы смазки ходовой части, которая обеспечит автоматизацию процесса. В этом случае единственная задача водителя – следить, чтобы в специальной емкости постоянно была смазка, которая с заданной периодичностью подается в блоки подвески для смазки балансиров. Таким образом, практически исключается пресловутый человеческий фактор, когда из-за лености или забывчивости водителя-механика, не выполнившего важную операцию, может быть существенно снижен ресурс машины. Что особенно актуально для гусеничной техники, в которой ходовая часть определяет ее жизненный путь.
Кроме того, на машину установлены предпусковой и автономный отопители российского производства. С точки зрения импортозамещения это решение и важное, и своевременное. Также планируется установить и проверить работу кондиционеров как в кабине ТМ, так и в пассажирском модуле.
Важное условие – машина должна пройти весь объем испытаний с полной загрузкой 4 тонны: 500 кг – в кабине, 3,5 тонны – в кузове. В течение года машине предстоит не просто наматывать километры, объем намеченных испытаний – 15 тысяч километров, но преодолевать бездорожье по болоту, в условиях снежной целины, спуски и подъемы на пересеченной местности и, конечно, водные преграды.
Предполагается, что 50% испытательного срока машина проведет под открытым небом, это так называемое безгаражное хранение, что абсолютно обоснованно, поскольку в реальных условиях эксплуатации ТМ140 редко находится в боксах. А значит, гусеничный вездеход покажет все свои возможности при низких и высоких температурах.
Поскольку ТМ140 нередко эксплуатируются в удаленных и труднодоступных районах, конструкторами ОАО «СКБМ» и специалистами ОАО «Курганмашзавод» на эти машины установлена система «ГЛОНАСС», которая осуществляет удаленный контроль за их местонахождением, расходом и уровнем топлива. Система имеет аварийную кнопку для подачи сигнала бедствия в случае чрезвычайной ситуации. В дальнейшем это устройство сможет осуществлять и контроль работы узлов и агрегатов машины.
- Наша задача – подтвердить работоспособность, качество, надежность, высокий ресурс нашей техники в течение всего ее жизненного цикла до первого капитального ремонта, а также установить обоснованную периодичность и необходимый объем технического обслуживания ее в этот период, - говорит заместитель директора завода гражданской продукции Курганмашзавода Павел Веселый. - Внедряемые нововведения, если докажут свою эффективность, либо войдут в серийную комплектацию ТМ140, либо станут доступной опцией по желанию заказчиков.