Образовательные стандарты нового поколения: соответствие законодательству и мировым тенденциям

УрФУ, входящий в состав Союза машиностроителей России, стал площадкой проведения окружного семинара, посвященного внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов.

Участниками семинара стали эксперты организаций, осуществивших мониторинг эффективности внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов по заданию министерства образования и науки РФ. На совещание приехали также представители профессиональных учебных заведений городов Свердловской области и других регионов УрФО: Каменска-Уральского, Первоуральска, Челябинска, Златоуста, Южноуральска, Кургана, Тюмени, Ишима, Салехарда, Тарко-Сале, Перми и других. Кроме того, к обсуждению были привлечены коллеги из университетов г. Москвы и г. Харбина (Китай).

Круг вопросов, к которому обратились специалисты, довольно широк: внедрение новых финансово-экономических механизмов в системе профессионального образования, разрешение возникающих противоречий между региональным законодательством и федеральными правовыми нормами, формирование единого государственного плана, отражающего потребность государства в профессионалах разных специальностей, нормативно-подушевое финансирование госуслуг ВПО, выработка набора компетенций для выпускников вузов, аккредитация образовательных программ, контроль качества образования, прием абитуриентов в 2013 году и автоматизация этого процесса.

Заместитель проректора УрФУ по учебной работе Олег Ребрин рассказал об опыте университета в подготовке специалистов под заказ конкретного предприятия, которые сразу после выпуска могут «без дополнительной раскачки» занять должности мастеров производства или инженеров-технологов и начать эффективный производственный процесс. Новая программа предусматривает существенно увеличенное количество производственных практик, перенос части образовательного процесса на территорию предприятий-партнеров.

По словам О. Ребрина, сегодня все более доступной в университете становится технология гибридных мероприятий: учебные аудитории и лаборатории оборудованы таким образом, чтобы образовательный процесс одновременно шел и для тех, кто находится в аудитории, и для тех, кто присутствует на этом занятии виртуально. Партнеры университета на производстве могут не просто наблюдать за работой студентов, но и вмешаться в учебный процесс, если, на их взгляд, преподаватель или студент в чем-то не правы.

Зампроректора добавил, что нынешний виток сближения образования и производства проходит под лозунгом создания национальной системы компетенций и квалификаций. Основной компонент создания этой системы — это разработка профессиональных стандартов. Общие требования, личностные качества и корпоративные компетенции — все это входит в понятие «профессиональный стандарт», а затем используется при проектировании образовательных программ подготовки будущих специалистов.

Ректор УрФУ Виктор Кокшаров определил статус Уральского федерального университета как ресурсного центра окружного значения в сферах образования и науки, добавив: «Семинар в очередной раз доказывает важность взаимодействия специалистов образовательной сферы. Обмен опытом, живое общение и свежие данные по самым актуальным вопросам — залог успеха семинара, который пройдет в Уральском федеральном университете».

В свою очередь, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Ассоциации классических университетов России (АКУР) Виктор Садовничий, отметил: «Для АКУР очень важно, чтобы обсуждение актуальных проблем высшего образования проходило не только в столице, но и в регионах России, которые сегодня становятся центрами научно-образовательного, инновационного и социального развития.  В связи с этим особенно актуальным становится проведение семинара-совещания для руководителей университетов, который проходит на базе Уральского федерального университета — ведущего вуза Уральского региона».

Работа семинара позволила его участникам сделать ряд выводов и наметить задачи как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Было решено разработать методические рекомендации по применению новых образовательных технологий обучения, способных повысить мотивацию к учебному процессу у обучающихся. Дидактической и методической проработки требует проблема оценивания результатов обучения. Необходимо четко определить, чему и с помощью каких технологий будут обучаться студенты и по каким критериям их будут оценивать.

В целом же работа в области мониторинга результатов внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов активизировалась. Один из показателей — в несколько раз возросшее количество педагогических работников, мастеров производственного обучения и методистов, повысивших квалификацию в сфере технологий реализации ФГОС.

Министерство промышленности и науки Свердловской области в соответствии с поручением регионального правительства создало отраслевые рабочие группы по организации разработки профессиональных стандартов. Свердловское  региональное отделение Союза машиностроителей России в одной из таких групп представляют Олег Блинков – директор механико-машиностроительного института УрФУ,  Андрей Бухмастов – первый заместитель Председателя Свердловского РО, Надежда Рукомойкина – руководитель учебного центра ООО «Пумори – инжиниринг инвест» Уральской машиностроительной корпорации «Пумори», Владимир Щелоков – генеральный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области и др.

Поделиться: