Пожарный вездеход для бездорожья
Уже который год подряд в летний сезон пожары становятся главной темой новостных лент информационных агентств. Горят леса, торфяники, огонь становится смертельной угрозой для населенных пунктов. Особенно проблемно локализовать лесной пожар, когда подъездов к очагу возгорания попросту нет. Курганские специалисты СКБМ и Курганмашзавода, входящих в структуру «Тракторных заводов», попытались найти выход – создали универсальное гусеничное шасси со специальным лесопожарным оборудованием для бездорожья.
В резерве главного командования
Первая такая гусеничная машина в декабре прошлого года отправилась к месту своей эксплуатации – в ФБСУ «Центрлес» поселка Софрино близ Москвы. Федеральная база управления лесного хозяйства организована специально для укрепления техническими средствами подразделений Московской области, участвующих в противопожарных мероприятиях. Это своего рода резерв главного командования. В случае чрезвычайных ситуаций необходимые ресурсы – трелевочные и колесные тракторы, экскаваторы-планировщики на гусеничном ходу, валочные машины Silvatec, лесопожарные тракторы «Онежец 310» и другие, находящиеся в распоряжении «Центрлеса», – будут направлены к месту ЧП. Сослужит свою службу и новая машина «Тракторных заводов» со специальным противопожарным оборудованием.
Специалистов ФБСУ она заинтересовала высокой скоростью, грузоподъемностью и проходимостью. Машина достаточно мобильна для такого вида техники, она развивает скорость до 24 км/ч, емкость для воды, установленная на ней, вмещает до 8,5 тысячи литров. Оборудован вездеход стреловидным отвалом, который помогает прокладывать путь в лесном массиве. Ширина гусениц в 600 мм позволяет машине уверенно чувствовать себя на пересеченной местности, заболоченных участках. Кстати, в апреле, когда машина приступит к работе, местом ее дислокации станет как раз Шатурский район, знаменитый своими болотами и залежами торфа.
Специальную машину с лесопожарным оборудованием «Тракторных заводов» планируется использовать для прокладки дорог в лесных массивах, подхода к месту локализации пожара и обеспечения подъезда к нему колесных пожарных машин.
И «Карьер» отстояли
Создание пожарного гусеничного вездехода объясняется одной известной народной поговоркой: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В 2010 году обстановка с лесными пожарами в Зауралье была чрезвычайно напряженной. Огонь захватывал гектары леса, подступил и к Кургану. Под угрозой оказался участок «Карьер» ОАО «Курганмашзавод», предназначенный для полигонных испытаний техники.
На подмогу добровольным пожарным дружинам предприятия, перед которыми была поставлена задача отстоять «Карьер», бросили тягач с манипулятором и бульдозерным отвалом, в свое время созданный на базе шасси лесной машины. Тягач оказался настолько эффективен в деле, что его решили усовершенствовать в части технологического оснащения противопожарным оборудованием.
Специалисты компании «ЧЕТРА-Форест», сбытовой бизнес-единицы «Тракторных заводов», продвигающей лесопожарную технику Концерна, вездеход посмотрели, оценили и представили потенциальным покупателям. Так она оказалась в Софрино.
– Интерес к пожарным машинам для бездорожья у потенциальных покупателей, несомненно, есть, и наладить их производство на Курганмашзаводе не составит проблем, так как предприятие имеет для этого все необходимые производственные и технологические возможности, – считает начальник управления новой техникой и НИОКР ОАО «Курганмашзавод» Павел Веселый.
С учетом всех замечаний
В конце января рабочая группа с Курганмашзавода побывала на встрече со специалистами «Центрлеса». Провела первичное обучение экипажа, который будет работать на нашей машине. Кстати, водители сразу отметили отличную обзорность и удобное управление вездеходом, комфортность кабины. «Ну а остальное, – заметили они, – покажет практическая эксплуатация».
И все же первые предварительные пожелания были высказаны, они касаются увеличения производительности насоса, комплектации машины лафетной установкой. Так как предполагается, что она будет работать на кромке огня, для большей эффективности следует предусмотреть и орошение кабины, чтобы предотвратить возможность возгорания и обеспечить водителю безопасные условия труда. А оборудование кормовой части навесными приспособлениями позволит получить в итоге более универсальный агрегат, решающий целый ряд задач.
В настоящее время на Курганмашзаводе уже началась разработка технического задания по созданию технологического оснащения этой машины. Документация готовится с учетом уже высказанных требований потребителей и тех наработок, которые десятилетиями профессионально используются на Варгашинском заводе противопожарного оборудования. Это предприятие Курганской области специализируется на выпуске колесной противопожарной техники и готово оказывать КМЗ всю необходимую консультативную помощь в оснащении гусеничного образца.
В течение года, пока головная машина будет работать в Московской области, курганские специалисты планируют отработать на ней основные замечания, проанализировать ее функциональность – и к концу 2012-го выпустить гусеничный пожарный вездеход, соответствующий всем требованиям потребителей.