Специальное конструкторское бюро машиностроения. 20 лет с момента акционирования

В ноябре Специальное конструкторское бюро машиностроения (СКБМ), входящее в состав Дивизиона спецпродукции и продукции двойного назначения Концерна «Тракторные заводы», отмечает двадцатилетие с момента акционирования.

В 90-е годы, когда резко сократился объем опытно-конструкторских работ и поставок техники по заказам Министерства обороны, руководителями того времени главным конструктором СКБ Александром Никоновым и директором Курганмашзавода Александром Богомоловым было принято решение о выделении СКБ в самостоятельную организацию из состава КМЗ. В целесообразности этого пришлось убеждать Министерство оборонной промышленности СССР. И понимание было найдено. Специальное конструкторское бюро машиностроения получило статус юридического лица. Через два года, в ноябре 1992 года, оно стало открытым акционерным обществом.

За почти 60 лет своей истории ОАО «СКБМ» накопило интереснейший, богатейший опыт в создании техники специального и гражданского назначения.  Головное специальное конструкторское бюро по средним артиллерийским тягачам было организовано на Курганском машиностроительном заводе в 1954 году. Молодой коллектив в сжатые сроки создал артиллерийский тягач АТС-59 и несколько его модификаций, которые заняли заметное место в Советской Армии и армиях стран Варшавского Договора.

В 1965 году СКБ переориентировали на создание боевых машин пехоты и изделий на их базе. На фоне новых задач бурно развивался коллектив бюро и опытной базы. В этот период на серийное производство была поставлена БМП-1, разработаны и освоены в производстве БМП-2 и БМП-3 и множество машин на их базе: командирская, разведывательная, ремонтно-эвакуационная, машина морской пехоты, шасси для противотанковых и артиллерийских комплексов.

В 90-е годы главные усилия коллектива были направлены на создание машин с высоким экспортным потенциалом. Сотни модернизированных БМП- 3, БМП-3Д, БРЭМ-Л поставлялись в Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Кипр, Южную Корею, Индонезию. Поставки за рубеж тех лет позволили Курганмашзаводу и СКБМ не просто существовать, но развиваться и вести инициативные опытно-конструкторские работы как по созданию изделий спецтехники, так и гражданской продукции. В те годы появились лесопромышленная машина МЛ107, вездеход ТМ120, мини-погрузчик с бортовым поворотом МКСМ800, подвергнуты глубокой модернизации БМП-2, БМП-3.

В настоящее время доминирующий заказчик для СКБМ - Концерн «Тракторные заводы». По его заданиям разработаны боевые машины для воздушно-десантных войск, такие технически сложные изделия гражданского назначения, как колесный универсально-пропашной трактор АГРОМАШ ТК.2.160, малогабаритные погрузчики новой серии МКСМ 800А.

За два последних десятка лет СКБМ превратилось в современное, хорошо оснащенное предприятие-разработчик. Вычислительная техника внедрена на всех стадиях разработки расчетов, испытаний отдельных систем и изделий в целом. Опытное производство имеет современный участок листообработки, стендовое оборудование для испытаний моторных систем, узлов силовой передачи, ходовой части, гидравлических систем, виброиспытаний и др.

ОАО «СКБМ» сегодня - головное конструкторское бюро по созданию гусеничных машин легкой категории по массе и наряду с ведущими НИИ и КБ страны входит в перечень стратегических предприятий России.

Главное же достояние коллектива - люди. Крепкий сплав опыта, ветеранов, профессионализма работников среднего возраста и энергии и творческих исканий молодых специалистов. При разработке сложной техники такое сочетание необходимо. Если учесть, что в настоящее время интерес к инженерному труду не велик, воспитание молодых кадров - важнейшая из задач. Хотелось бы отметить большой вклад в это дело ветеранов из числа руководителей разных уровней - Александра Лунькова, Виктора Печенкина, Вячеслава Жукова, Николая Ревнякова. Благодаря им выросла плеяда молодых перспективных разработчиков, это Сергей Абдулов, Сергей Гаев, Алексей Козлов, Владимир Юрьев, Андрей Менщиков, Дмитрий Попов и многих других. Среди квалифицированных специалистов у нас четыре кандидата технических наук, изобретатели, рационализаторы, многие работники награждены правительственными наградами.

В 2011 году ОАО «СКБМ» получило государственный заказ на создание машин нового поколения «Курганец 25». Изделие должно стать основой широкой линейки легкобронированной гусеничной техники, но, по требованию заказчика, сохранить и положительные качества предыдущих боевых машин. Работы по проекту ведутся специалистами СКБМ в соответствии с тактико-техническим заданием Министерства обороны России, которое было сформировано в рамках программы развития бронетанкового вооружения и техники РФ.  Кроме того, по этому направлению задействованоболее 30 НИИ, КБ, предприятий, полигонов осуществляющих работу по техническим заданиям СКБМ.Результаты ее призваны обеспечить устойчивый, многолетний заказ для Курганмашзавода и надежную защиту рубежей России.

Поделиться: