Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех впервые продемонстрировал инновационную разработку, реализуемую в рамках концепции ПЭС: cистему наземного передвижения ВС с электроприводом колеса. Это одна из самых интересных новинок «МАКСА», к которой будет прикован интерес всего авиационного сообщества. Новая система позволяет сократить время передвижения в аэропорту, экономить топливо при рулении и соблюсти самые жёсткие экологические стандарты. На сегодняшний день, это первая разработка такого рода в России.
Система отвечает требованиям концепции «Более электрического самолёта» и включает в себя электропривод, интегрированный напрямую в шасси. Использование cистемы наземного передвижения ВС с электроприводом колеса позволяет осуществлять движение по перрону без использования основных двигателей и перронных тягачей, в том числе и хвостом вперёд. Кроме существенной экономической выгоды для эксплуатанта, применение системы также оказывает благоприятное воздействие на экологию: уменьшается выброс углекислого газа и двуокиси азота в атмосферу, а также снижается уровень шума в аэропортовой зоне.
«Сейчас только время ожидания тягача в аэропорту может составлять до 15 минут, а стоимость такого ожидания составит в среднем 77 долларов. – рассказывает генеральный директор холдинга «Технодинамика» Максим Кузюк. - Денежная выгода появится и за счет экономии топлива до 200 литров за процедуру взлета, и за счет соответствия новым экологическим стандартам. Таким образом, экономия при использовании ЭПК может составить до $3,5 на пассажира. Кроме того, сейчас пересматриваются европейские требования по шуму и уровню выбросов: со временем самолеты, не оснащенные экологичными системами руления, не будут допускаться во многие зарубежные аэропорты».
Проект был осуществлён консорциумом разработчиков, в который входят: ОАО «ОАК», ФГУП «ЦАГИ», ЗАО «ГСС», ОАО «АК «Рубин», ОАО «Электропривод», ОАО «Аэроэлектромаш», ФГУП «НИИСУ». «Технодинамика» выступила и как разработчик элементов и в качестве интегратора системы.
Техническое воплощение презентации электропривода на «МАКС» соответствует уровню значимости разработки. Масштабная интерактивная инсталляция занимает более 20 квадратных метров. В её основе шасси высотой 4 метра и весом более 1000 кг, которое приводится в движение электроприводом, управляемым с сенсорного экрана. Три видеостены создают 3D-эффект присутствия стойки на лётном поле аэропорта Хитроу, со сменяющимся окружающими ландшафтами и погодными условиями. Гость стенда сможет управлять движением колеса стойки в виртуальном и реальном пространстве, выбирая и исследуя разные маршруты с разными вариантами покрытий взлётно-посадочных полос, наподобие компьютерной игры.
Надо отметить, что первый образец такого рода была представлен на предыдущем МАКСЕ СП двух крупнейших мировых разработчиков авиационных систем - Safran и Honeywell.
Разработка и создание перспективного шасси с электроприводом проводится в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года.