В Университете начал работу Центр по работе с талантливыми школьниками – подразделение, в задачи которого входит системная работа с талантливой молодежью в инженерной и научно-технической сфере

В Университете машиностроения учрежден Центр по работе с талантливыми школьниками – структурное подразделение, цель которого – создание новой системы взаимоотношений со школами и другими организациями по работе с молодежью для привлечения талантливых школьников в инженерные профессии. Руководителем центра стал Андрей Андрюшков, в прошлом – руководитель департамента образовательных программ благотворительного проекта «Лифт в будущее» АФК «Система».

Работа Центра по работе с талантливыми школьниками имеет несколько направлений: организация проектной деятельности школьников, сотрудничество между Университетом, школами и потенциальными работодателями, разработка современных программ повышения квалификации школьных педагогов. Кроме того, Центр по работе с талантливыми школьниками будет координировать взаимодействие с другими вузами, помогать школам в создании профильных инженерно-технических классов и проводить собственные инженерные и научно-технические олимпиады и соревнования.

Первое из таких соревнований – всероссийский космический турнир «Орбита»* - стартовало первого сентября. Турнир проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. В онлайн-турнире могут участвовать как школьники 8-11 классов, так и студенты 1-2 курсов российских университетов. 

«Современные университеты должны тесно взаимодействовать со школами: на школьный возраст приходится время первичного профессионального самоопределения, проявляются таланты, вдохновение к той или иной деятельности, – считает Никита Анисимов, первый проректор Университета машиностроения.  – Для вуза, который должен обеспечить высокое качество образовательного продукта и «поставлять» квалифицированных специалистов на рынок труда, принципиально важно участвовать в жизни будущих студентов, объединять научные и методические ресурсы со школами, привлекать к образовательной деятельности своих отраслевых партнеров-практиков».

Обычно вузы начинают активно работать с абитуриентами в последних классах школы, однако основная часть работы Центра направлена на работу со
школьниками 6-11 классов, возрастом от 12 лет.

«Время с пятого по седьмой класс оптимально для изучения фундаментальных дисциплин, а в 10-11 классах школьников уже стараются ориентировать на конкретные вузы, - комментирует  руководитель Центра Андрей Андрюшков, – В промежутке между этими периодами – ценное время, когда ребенок проявляет предпочтения в тех или иных предметных областях. Это лучшее время для профориентации и первичного создания ключевых компетенций для будущего профессионального развития. В восьмом классе уже освоены базовые курсы физики, химии, биологии и математики, и эти знания нужно как можно раньше начать использовать как основу для работы над серьезными и интересными инженерными задачами».

В основе образовательных программ Университета машиностроения лежит проектный принцип работы: для решения практических задач студенческого проекта (к примеру, по разработке электромотоцикла) студенту приходится задействовать  максимум знаний и навыков, приобретенных в привычном формате лекций, семинаров или школьных уроков.

Эти же принципы планируется применять в работе со школьниками: школьный педагог в сотрудничестве с экспертом разрабатывают проект и определяют, каким должен быть его образовательный результат; затем школа организует работу над проектом в своем режиме и ритме, имея возможность свободно пользоваться экспертным и методическим ресурсом вуза, привлекая эксперта на разных этапах. Проект может быть организован школой и вузом, а также тремя сторонами – с привлечением отраслевых партнеров.

В работу со школьниками и абитуриентами будут активно привлекаться разные организации, создавая общее образовательно-профориентационное пространство совместными силами школы, вуза и отрасли. Одним из первых шагов Центра стало соглашение о стратегическом сотрудничестве Университета машиностроения со Всероссийским детским центром «Орлёнок». Кроме того, специалисты Центра по работе с талантливыми школьниками приняли участие в работе «Тихоокеанской проектной школы», которая прошла в ВДЦ «Океан» в августе и начале сентября. Участниками «Тихоокеанской проектной школы» стали 120 ребят со всей России, которые разработали и представили экспертам свои проекты по развитию Дальнего Востока.

Фотографии

Поделиться: