«Установка автоматической коробки передач — это скорее ликвидация серьезного недостатка, чем достижение»
РБК daily , 04.09.12
Программа утилизации автохлама долгое время подогревала спрос на автомобили АвтоВАЗа. С ее завершением продажи волжского автогиганта медленно поползли вниз. Чтобы не потерять заданный курс, АвтоВАЗ за последний год поставил на конвейер две новые модели, за которыми сейчас выстраиваются очереди. О дальнейшем развитии автозавода рассказал в интервью РБК daily президент АвтоВАЗа Игорь Комаров (член Бюро ЦС Союза машиностроителей России).
— В этом году исполнилось три года, как вы возглавили АвтоВАЗ. Какие цели были достигнуты за это время?
— Самое главное — мы успешно реализовали основные этапы антикризисной программы: реструктуризовали долги, оптимизировали численность персонала, передали социальные объекты в муниципальную и федеральную собственность, вообще снизили издержки. Один из основных недостатков, который был раньше у АвтоВАЗа, — вопросы качества. Нам многое удалось сделать. Например, дефекты автокомпонентов, поставляемых нашими поставщиками, снизились более чем в десять раз.
— Не планируете покидать пост президента?
— У меня действующий контракт до ноября текущего года.
— За последний год АвтоВАЗ поставил на конвейер две новые модели Lada. Ожидали ли вы такой их популярности и как продвигается выполнение производственного плана?
— Бизнес надо оценивать консервативно. Честно говоря, мы немного скромнее оценивали популярность Lada Granta и Lada Largus. Но это тем более приятно, когда автомобили настолько востребованы и пользуются спросом.
— В этом году АвтоВАЗ впервые поставил на свой автомобиль коробку-автомат. Почему раньше не было возможности это сделать?
— Некоторые говорят, что это ликвидация серьезного недостатка. Раньше не получалось, потому что реализация такого проекта с момента подписания контракта составляет около 18 месяцев — быстрее не делается никогда. Есть сроки, адаптация, испытания и так далее. По-другому нельзя, можно нарушить технологический процесс в производственном цикле.
— Для этой настройки выбрали коробку-автомат фирмы Jatco. Почему именно ее?
— Акционер этой компании — наш партнер Nissan. Безусловно, мы пользовались их рекомендациями и анализом специалистов научно-технического центра АвтоВАЗа.
— А из российских поставщиков выбирали?
— Есть компании, которые разрабатывают автоматическую коробку. Но нам нужна была коробка для Granta, автомобиля экономкласса. Нужно было найти простое, экономное и быстрое решение. Быстрее, надежнее, проще и эффективнее мы решения не увидели.
— Конкурсный управляющий вашей обанкротившейся «дочки» «Элекс Полюс» просит привлечь АвтоВАЗ к субсидиарной ответственности. Что скажете по этому поводу?
— Суд будет разбираться. Вопрос не в готовности или неготовности нести ответственность за «дочку». В этой компании были серьезные недостачи и проблемы, из-за которых мы потеряли большие деньги. Если вдруг окажется, что АвтоВАЗ второй раз должен будет заплатить практически такую же сумму (около 1 млрд руб. — РБК daily), наверное, у нас возникнут вопросы. Но посмотрим, что решит суд, пока преждевременно комментировать.
— Вы собирались создать единую линейку поставщиков с компанией Sollers.
— Действительно, мы обсуждали эти планы с Sollers и с некоторыми поставщиками, но это было в то время, когда у Sollers был другой партнер. Сейчас мы периодически возвращаемся к этому вопросу, но пока говорить о результатах рано.
— Вообще кардинально поменяли линейку поставщиков?
— Вопрос не в том, чтобы кардинально поменять поставщиков, а в том, чтобы создать простую и понятную систему работы с ними, что и было сделано. В апреле прошлого года мы сформировали прозрачные требования: уровень технологий, качество, себестоимость, финансовое состояние поставщика и история наших взаимоотношений. Мы сформулировали для всех единые правила. И сами учимся, и наших поставщиков обучаем. Подтянулись многие, некоторые создают СП с ведущими зарубежными производителями. Идет локализация последних в России. Здесь мы достигли серьезных результатов.
— Планируете ли расширять дилерскую сеть или, наоборот, сокращать?
— Вопрос не в том, какого размера должна быть наша сеть, — она должна быть лучше. В некоторых городах у нас по несколько дилерских центров, хотя достаточно и одного. Требования к дилерам: качество продаж и обслуживания, гарантия. В прошлом году наша «дочка» «Лада-Сервис» начала приносить прибыль.
— Как скажется на продажах АвтоВАЗа вступление России в ВТО? Ожидаете ли падения спроса или наоборот?
— Я уже говорил не раз: мы практически вступили в ВТО, когда по постановлению правительства РФ в России открыли свои производства иностранные автопроизводители. В результате — десять самых продаваемых автомобилей в России, все местной сборки. Мы работаем в очень конкурентной среде, и нам не страшны снижения пошлин. Вступление России в ВТО — не сильно принципиальное изменение для АвтоВАЗа.
— Утилизационные сборы, которые введены с 1 сентября этого года, смогут помочь нашим автопроизводителям защититься от снижения пошлин?
— Для нас гораздо важнее, что эта мера защитит российский авторынок от потока автомобилей, бывших в употреблении.
— АвтоВАЗ в прошлом году объявил о строительстве завода в Казахстане. Как продвигаются дела в этом направлении?
— Мы продолжаем обсуждать проект с Казахстаном. Он пока не утвержден, но мы работаем в этом направлении, и решения будут приняты до конца этого года.
— Какую прибыль и какие продажи ожидаете в этом году?
— Планируем план по продажам выполнить, а по прибыли — выйти в плюс.