В 2017 году Воронежский авиационный завод (входит в состав ОООР «СоюзМаш России») отмечает свое 85-­летие. Выпуская легендарные ТБ­3 и Ил­2, первые сверхзвуковые пассажирские Ту­144, первые аэробусы Ил­86, ряд других линеек военных и гражданских самолетов, предприятие продемонстрировало огромные возможности отечественной авиационной промышленности.

В последние годы ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) упрочило славу одного из ведущих предприятий отрасли. Головным ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» за ВАСО закреплена компетенция по производству широкофюзеляжных самолетов. Лайнеры Ил­96, самолеты Ан­148 с маркой воронежского предприятия на борту продолжают пополнять авиапарки Специального летного отряда «Россия», обслуживающего первых лиц государства, обеспечивающего нужды Минобороны, МЧС, ФСБ, гражданских авиакомпаний.

Знаковым событием в жизни предприятия стала передача в июле 2016 года нового самолета Ил­96–300 СЛО «Россия». Авиалайнер создавался в кооперации с рядом ведущих отечественных предприятий, которые занимались в том числе разработкой систем связи и защиты. Он выполнен из отечественных комплектующих, оборудован новыми системами полностью российского производства. Кроме того, ВАСО передало в эксплуатацию Минобороны России самолет Ил­96–400 специальной комплектации. А в конце 2016 года состоялась передача заказчику еще одного Ил­96–300.

В 2017 году на заводе планируется построить первый опытный летный экземпляр самолета Ил­112В. По словам генерального директора ВАСО Дмитрия Пришвина, Ил­112 — ключевая машина нынешнего года. Задачи, связанные с данным проектом, масштабные, а сроки жесткие. В середине февраля на планере самолета начался монтаж систем. Планируется, что в мае начнется отработка воздушной машины на лётно-испытательной станции, и до 1 июля самолет должен быть построен. Серия Ил­112, которые будут сходить со стапелей ВАСО, станет основой авиапарка легких военно­транспортных самолетов ВКС России. Предполагается, что серийный выпуск легкого военно­-транспортного самолета Ил­112 составит до двенадцати машин в год.

Утвержденная Объединенной авиастроительной корпорацией долгосрочная производственная программа предусматривает, наряду с выпуском самолетов Ил­112, и старт нового поколения широкофюзеляжных пассажирских лайнеров — Ил­96–400М с двигателями ПС­90 последней модификации. Удлиненный на десять метров фюзеляж позволит перевозить более четырехсот пассажиров.

ВАСО предстоит собрать и передать в 2019 году на испытания в ОАО «Ил» первый лайнер. Хорошим подспорьем в этой работе будет тот опыт, который получили конструкторские, технологические службы и рабочий персонал при переделке транспортного самолета Ил­96–400 в пассажирскую версию.

Минпромторг РФ уже подтвердил выделение 1,5 млрд руб. для дальнейшего развития семейства Ил­96. Инвестиции предназначены для подготовки производства и обеспечения выпуска двух широкофюзеляжных лайнеров в год, начиная с 2019 года. Дальнейшее развитие проекта связано с начавшейся в России разработкой тяжелого авиадвигателя тягой 35 тонн, появление которого ожидается к 2025 году. В этом случае Ил­96 может оснащаться всего двумя моторами, а не четырьмя.

Реализация новых проектов позволит ВАСО достичь ежегодного роста производства на десять процентов.

Развивает ВАСО также и обширные кооперационные связи в рамках ОАК. Произведенные на Воронежском авиазаводе агрегаты есть во всей линейке пассажирских самолетов «Сухой суперджет­100», в новом поколении военно­транспортных самолетов Ил­76МД­90А. Весомый вклад ВАСО вносит в создание пассажирского лайнера нового поколения МС­21. Кроме этого, также в рамках кооперации, ведется подготовка производства по изготовлению агрегатов для самолёта Ил­114.

В 2016 году на линию сборки самолетов «Сухой Суперджет­100» отправлено 23 самолетокомплекта. В рамках утвержденной товарной программы «Гражданские самолеты Сухого», начиная с 2017 года, ВАСО будет производить ежегодно 35 самолетокомплектов. Произведена необходимая подготовка производства, позволяющая обеспечить выпуск четырех самолетокомплектов в месяц. Проводится отработка техпроцессов производства агрегатов самолета МС­21 для последующего наращивания выпуска с пяти самолетокомплектов в 2017 году до 28 в 2022­м.

Мероприятия по программам совершенствования производственной системы, бережливого производства, повышения эффективности в 2016 году дали экономический эффект в 660 млн руб. За год рост зарплаты в ВАСО составил 6 процентов, а средняя зарплата в настоящее время на предприятии составляет 34 136 руб. Выручка в 2016 году составила 6,6 млрд руб. Планируется, что в рамках утвержденной товарной программы в 2017 году она вырастет почти вдвое — до 12 млрд руб., а в 2019 году до 17 млрд руб.

— Завод имеет устойчивые заказы на ближайшие годы и хорошие перспективы, — отмечает генеральный директор ПАО «ВАСО» Дмитрий Пришвин.

 Справка. Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК») создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России, в настоящее время государству принадлежит более 85 % акций холдинга. В состав ОАК входят ведущие российские конструкторские бюро и самолетостроительные заводы, среди которых Компания «Сухой», Корпорация «Иркут», «ОАК-Транспортные самолеты»; Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина; Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», «Туполев», «Ильюшин Финанс Ко.», «Авиастар-СП», ВАСО, РСК «МиГ», ЭМЗ им. В.М. Мясищева, ЛИИ им. М.М. Громова, «АэроКомпозит», ТАНТК им. Бериева. Предприятия ОАК выполняют полный цикл работ — от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники. На предприятиях корпорации работают более 100 000 сотрудников. Президент ОАК — Юрий Борисович Слюсарь.

Справка. Работы по проекту Ил-112В ведутся согласно государственному контракту на проведение опытно-конструкторских работ по созданию легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС), заключенному между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Условия контракта предусматривают постройку двух опытных экземпляров самолета — одного для проведения летных испытаний и одного для проведения прочностных и ресурсных. Ил-112В предназначен для транспортировки широкой номенклатуры грузов, включая различные виды вооружений, военной техники и личного состава. Ил-112 придет на смену самолетам Ан-26 российских Воздушно-космических сил. В настоящее время ВКС эксплуатируют порядка 140 ЛВТС Ан-26 и его модификаций. Всего с 1969 по 1986 год выпущено около 1150 таких самолетов, из них во всем мире находятся в эксплуатации более 600. Однако они уже практически исчерпали свой ресурс.

Длина самолета — 24,15 м, высота — 8,89 м, размах крыла — 27,6 м, диаметр фюзеляжа — 3,29 м. В качестве силовой установки будут использоваться два двигателя ТВ7–117СТ с максимальной мощностью 3500 л. с., оснащенные воздушными винтами АВ-112. Максимальная взлетная масса самолета составит 21 т, максимальная полезная нагрузка 5 т. Ил-112В будет развивать крейсерскую скорость 450–500 км/ч. Максимальная высота полета — 7600 м, а дальность полета с полезной нагрузкой 3,5 т — 2400 км.

Главная техническая особенность проекта — впервые в России на транспортном самолете устанавливается монокрыло.

Слово «впервые» в отношении Ил-112 употребляется часто. Впервые опытные машины создаются на серийном заводе. Впервые конструкторы «Ил» предложили сразу изготавливать стапельную оснастку, которая будет использоваться и на серийных машинах. Впервые в ВАСО работают с полностью оцифрованным проектом, который во многом облегчил и ускорил его реализацию. Воронежское ноу-хау — терминалы, с помощью которых в 3D можно рассмотреть конфигурацию любой детали, а также посмотреть этапы технологического производственного цикла как при проектировании, так и в процессе производства.

Для многих работающих на Воронежском авиационном это также самый первый самолет, создающийся ими с нуля: более 60 процентов конструкторов, технологов, рабочих, задействованных на Ил-112, — молодые специалисты, в том числе победители и призеры корпоративных и Всероссийских чемпионатов рабочих профессий по системе WorldSkills Hi-Tech.

Поделиться: