Пресс-релиз

ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ - ДЕЛО

23 июля в Москве состоялось заседание Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России.

         Заседание Бюро ЦС Союза прошло под председательством главы Союза машиностроителей России Сергея Викторовича Чемезова, генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии».

                                   Сто дней, которые…         

Между предшествующим и состоявшимся заседаниями Бюро ЦС Совета прошло чуть больше 3-х месяцев. Сто дней…На первый взгляд, срок не такой уж и большой. Тем не менее необходимость собраться за одним столом членам Бюро - а это, напомним, руководители мощных промышленных структур и холдингов, машиностроительных и авиационных гигантов – и обсудить насущные вопросы деятельности Союза назрела. Важно было, что называется, сверить часы, понять насколько эффективно выполняются задачи, поставленные Президентом РФ Д.А.Медведевым на II съезде машиностроителей России, который состоялся в начале этого года. Так что разговор на заседании Бюро шел заинтересованный и конструктивный.

Тон обсуждению задал Председатель Союза машиностроителей России Сергей Викторович Чемезов, обозначив круг вопросов, вынесенных на заседание Бюро. Эти вопросы охватывали большой спектр проблем  – от анализа деятельности аппарата Бюро, региональных организаций до количественного и качественного роста рядов Союза.

Как же развивался Союз в отчетный период? Развернутый ответ на этот вопрос содержался в докладе заместителя Председателя - руководителя аппарата Бюро Центрального совета Союза Владимира Владимировича Гутенева. В частности, он отметил, что за период между заседаниями Бюро аппарат провел значительную работу по развитию Союза, увеличению численности его рядов, повышению позитивного влияния на жизнь машиностроительного сообщества. В целом решены многие организационные, юридические и нормативные вопросы обеспечения эффективного функционирования Организации, налажена взаимосвязь с региональными отделениями, проработаны вопросы рабочего взаимодействия с государственными структурами. Сформированы и работают комитеты и комиссии при Бюро Центрального совета Союза, которые становятся эффективным механизмом решения актуальных проблем машиностроения.

Так, первое заседание  Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению, возглавляемого Михаилом Григорьевичем Болотиным,  открыло  Неделю Концерна «Тракторные заводы».          Прошли также заседания Комитета по тяжелому машиностроению, которым руководит Назим Тофикович Эфендиев, и Комитета по энергетическому машиностроению, возглавляемого Кириллом Борисовичем Комаровым.  Комитетами приняты решения  о разработке  соответственно стратегии (программы) развития тяжелого, а также энергетического машиностроения России до 2020 года.

Не так давно в рамках Международного конгресса ATOMCON 2008 прошло второе заседание Комитета по энергетическому машиностроению.   На совместном заседании секции конгресса и Комитета были обсуждены меры государственного регулирования, направленные на создание благоприятных условий для реализации стратегии развития энергетического машиностроения. Эти проблемы рассматривались через призму программы самостоятельного развития предприятий отрасли.

 

                          Кадры по-прежнему решают все

Выступая перед членами Бюро, руководитель аппарата особо подчеркнул, что одним из важнейших направлений деятельности Союза остаются вопросы  поддержки и стимулирования подготовки кадров для машиностроения и смежных с ним отраслей промышленности . Эта работа ведется в контексте выполнения поручений Дмитрия Анатольевича Медведева, данных по итогам расширенного заседания Бюро Центрального совета Союза в Доме Правительства от 22 декабря прошлого года.

Так, в  начале  июня в Департаменте экономического анализа и перспективного планирования Министерства промышленности и торговли РФ с участием представителей Союза  прошло совещание с руководителями служб по персоналу предприятий машиностроительного комплекса по проблеме кадрового обеспечения предприятий отрасли. Материалы совещания использованы при разработке ведомственной целевой программы «Переподготовка руководящих кадров и подготовка специалистов для интегрированных структур в высокотехнологичных секторах промышленности».

Кроме того, с июня представители Союза в качестве экспертов  участвуют в экспертизе  проектов Федеральных государственных стандартов высшего, среднего и начального профессионального образования нового поколения, проводимой  Национальным агентством развития квалификаций в рамках государственной политики в области профессионального образования.

Вопросы создания эффективной системы подготовки кадров, как условия конкурентоспособности национальной промышленности, были рассмотрены Министерством промышленности и торговли России с участием представителей Союза машиностроителей России и на выездном совещании в Воронеже.

В рамках работы  Комиссии по социальной и кадровой политике, возглавляемой членом Бюро Юрием Сергеевичем Елисеевым, генеральным директором ММПП «Салют»,  в мае был организован  и проведен  семинар по проблемам пенсионного обеспечения работников предприятий  машиностроения. В работе  семинара приняли участие руководители  Пенсионного фонда, Федеральной службы по финансовым рынкам и негосударственных пенсионных фондов.                        

Весомое  влияние Союза

На заседании Бюро речь шла и о расширяющихся  возможностях  Союза по участию в выработке решений в высших структурах власти. По нарастающей  идет активное делегирование представителей СоюзМаш России в состав экспертных и консультативных советов законодательных и исполнительных органов власти, межправительственных и правительственных комиссий   и деловых советов.

В  апреле 2008 года состоялось заседание Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта, на котором были обсуждены проблемы развития отечественной автомобильной промышленности. В работе заседания комиссии приняли участие представители  Союза машиностроителей России. С развернутым докладом на заседании выступил первый заместитель Председателя Союза  Борис Сергеевич Алешин.

Первые летние месяцы выдались жаркими не только по климатическим параметрам - градус деловой активности Союза машиностроителей России был не менее высоким. Так, в июне с участием представителей  Союза прошло первое организационное заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по промышленности по общим вопросам  государственной промышленной политики. На заседании были утверждены положение об Экспертном совете, план его работы, представлены на рассмотрение проекты федеральных законов по общим вопросам государственной промышленной политики.

В июне также представители Союза участвовали в семинаре «Стратегические и управленческие аспекты региональной политики», который  состоялся в рамках Диалога по региональной политике между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Для Союза, прежде всего, представляли интерес рассматриваемые  вопросы по разработке инструментов поддержки регионального развития за счёт инноваций, государственно-частного партнёрства, а также территориального планирования.

При участии представителей Союза в июне в Новосибирске состоялось совещание, организованное полномочным представителем Президента  в Сибирском федеральном округе Анатолием Васильевичем Квашниным. На совещании рассматривались актуальные вопросы развития оборонного комплекса. В ходе поездки были достигнуты предварительные договоренности о подписании соглашения о сотрудничестве СоюзМаш России с Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение».

Июнь выдался богатым и в совместной работе с Торгово-промышленной палатой РФ и Госдумой. Совместно с профильными комитетами ТПП - по промышленному развитию и  Госдумы РФ - по промышленности с участием представителей Союза прошло совместное расширенное заседание на тему «Актуальные вопросы повышения рентабельности промышленных предприятий и обновления основных фондов». Участники заседания предложили ряд конкретных мер, реализация которых сможет переломить ситуацию в экономике страны, в том числе и в машиностроении. Речь идет о государственном регулировании промышленной политики, защите отечественного производителя от демпинговых цен, создании преференций отечественным производителям, разработке налоговых льгот, стимулировании экспорта произведенной продукции, подготовке профессиональных кадров.

Повторимся, представители Союза принимают участие во всех важнейших правительственных и общественных мероприятиях, на которых,  так или иначе, поднимаются вопросы промышленной политики и решаются проблемы машиностроительного комплекса. Это существенно повышает возможности  Союза  по влиянию  на принятие решений в высших структурах государственной власти. Чтобы эти вопросы решались более эффективно, члены Бюро обсудили порядок делегирования и деятельности членов Союза в составе координационных, совещательных и экспертных органов государственной власти.

 Инновации – ключ к успеху

Особое место в деятельности Союза занимает решение задач инновационного развития отечественного машиностроения, повышения качества и конкурентоспособности отечественной машинотехнической продукции. В этом направлении, как отмечалось на прошедшем заседании Бюро ЦС,  Союзом предпринят ряд инициатив и проведены содержательные мероприятия. В их числе -  первая за последние десятилетия презентация отечественной инновационной техники под девизом «Сделано в России», которая состоялась в мае  под эгидой Союза машиностроителей России  в рамках Недели Концерна «Тракторные заводы».  Примечательно то, что в ней принял участие  глава российского Правительства Владимир Владимирович Путин. Это стало еще одним ярким свидетельством того, какое  большое внимание вопросам развития машиностроения уделяет руководство страны.

 СоюзМаш России  совместно с  Министерством  промышленности и торговли РФ выступили организаторами выставки  высокотехнологичной машиностроительной продукции «Машиностроение/Mashex – 2008», в которой приняли участие ведущие отечественные отраслевые фирмы и компании.  Форум наглядно продемонстрировал громадный инновационный потенциал российского машиностроения.  Это особенно важно на нынешнем этапе социально-экономического развития, когда руководством страны поставлена задача по выходу России в мировые технологические лидеры.

Представители Союза приняли активное участие в международной конференции «Технология, оборудование и сырьевая база горной отрасли промышленности строительных материалов».  Лейтмотивом этого мероприятия стал вопрос о необходимости  максимального наращивания доли отечественного машиностроительного комплекса в обеспечении российских горнодобывающих предприятий отечественным оборудованием.

                      Будущее машиностроения – за молодежью

Следует особо остановиться на мероприятии, которое, по своей сути, является символом возрождения былого престижа инженерно-технических профессий. 24 июня в Чебоксарах - столице отечественного промышленного тракторостроения, по инициативе члена Бюро Михаила Григорьевича Болотина, генерального директора Концерна «Тракторные заводы», состоялось официальное открытие скульптурной композиции «Машиностроитель России».

В рамках этого мероприятия прошло торжественное вручение первых членских билетов Союза машиностроителей России представителям Чувашского регионального отделения, одного из наиболее многочисленных в Союзе. Данные события были приурочены ко Дню национального праздника Чувашской Республики.

Открытие памятника положило начало новой традиции – чествования молодых машиностроителей, вступающих на путь самостоятельной трудовой деятельности.  Так,  17 июля у нового монумента  прошло  вручение дипломов 90 выпускникам машиностроительного факультета Чувашского государственного университета им. Н.И. Ульянова, 62 из которых связали свою судьбу с предприятиями крупнейшего российского Концерна «Тракторные заводы». После официальной части вручения дипломов участники торжественной церемонии собрались на деловой раут, в ходе которого состоялся диалог между руководителями служб управления персоналом предприятий и молодыми специалистами, вчерашними выпускниками вуза. Примечательно, что на этой встрече  молодежь высказала единодушное желание влиться в ряды Союза машиностроителей России.

Союз прирастает регионами

Руководитель аппарата В.В. Гутенев также выступил с информацией о результатах работы региональных отделений Союза машиностроителей России за первое полугодие 2008 г.

Чтобы понять динамику региональной работы Союза, достаточно привести такой пример. Чуть больше года назад, когда Союз только  начинал делать первые шаги,  количество региональных отделений можно было пересчитать на пальцах одной руки. Сегодня они сформированы и действуют в 62 краях, республиках и областях России. И на этом точка не ставится. Ведется работа по созданию региональных отделений еще в 4 субъектах Федерации - Забайкальском крае, Кемеровской, Вологодской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.

Важно и то, что между органами местной власти и региональными отделениями Союза налаживается взаимодействие. Представители СоюзМаш России привлекаются к участию в общественной жизни регионов,  в деятельности различных комитетов и комиссий при органах исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Позитивные результаты в работе региональных отделений свидетельствуют о том, что в большинстве своем подбор их руководителей был осуществлен правильно, в регионах видят открывшиеся возможности для решения проблем в машиностроении как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Чтобы проанализировать степень участия региональных отделений в реализации политики Союза на местах, понять, кто более продуктивен в своей работе, была разработана специальная методика определения рейтинговой оценки деятельности регионалов. И здесь главным критерием выступает эффективность работы. Взять, например, динамику роста численности рядов. В лучшую сторону здесь можно выделить  Московское региональное отделение, где председателем Юрий Сергеевич Елисеев, Чувашское - председатель Михаил Петрович Быков, Тамбовское - председатель Владимир Николаевич Артемов,  Удмуртское - председатель Владимир Павлович Гродецкий, Дагестанское - председатель  Далгат Марданович Мирзабеков, Кировское - председатель Геннадий Александрович Мамаев и другие.

В связи с активизацией работы по вовлечению в члены Союза и возрастающего потока поступающих заявлений региональные отделения столкнулись с проблемой ведения Единого реестра учета членов Организации. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения с мест. Аппарат Бюро выступил с инициативой, которую поддержали  члены Бюро, о разработке и централизованной установке автоматизированной программы  ведения Единого реестра.

Аппаратом Союза ведется также активная работа по привлечению  в СоюзМаш России и юридических лиц  - предприятий, ассоциаций, вузов и других организаций. И эта работа набирает ход.

Другим важным критерием оценки деятельности регионалов является их общественная активность в регионе. Здесь тон задают  Алтайское региональное отделение, Чувашское, Кировское, Удмуртское, Тульское, Приморское, Красноярское и другие. В их активе немало социально-значимых мероприятий (еще раз вспомним вручение дипломов выпускникам вузов в Чувашии у памятника «Машиностроитель России» как зарождение новой традиции и другие), которые проводятся совместно с региональными органами власти. Безусловно, эта работа во многом способствует укреплению авторитета Союза машиностроителей на местах.

Примечательно, что на заседании Бюро также родилась новая традиция – вручать грамоты лучшим руководителям региональных организаций за успешную созидательную работу. По единодушной оценке сегодня лидерами здесь выступают Чувашское и Приморское отделения, председатели которых  Михаил Петрович Быков и Юрий Петрович Денисенко получили из рук Председателя Союза Сергея Викторовича Чемезова такие грамоты - свидетельства их плодотворной деятельности.

Впрочем, не только об успехах речь шла на заседании Бюро. Серьезному анализу были подвергнуты недостатки в работе на местах. Прозвучали и отстающие по всем показателям региональные отделения. Среди аутсайдеров - Бурятское, Воронежское, Ивановское, Калининградское, Костромское, Московское областное, Оренбургское, Пермское, Псковское, Самарское, Свердловское, Ставропольское, Тверское и Ульяновское региональные отделения.

Чтобы исправить положение дел, на заседании было принято решение об оказании организационно-методической помощи отстающим со стороны аппарата Бюро. Не исключено, что будет проведена ротация некоторых   руководителей, «засидевшихся на старте». Также внесено предложение о проработке вопроса создания координационных центров Союза машиностроителей в федеральных округах. Помимо этого в конце года в федеральных округах пройдут совещания с руководителями  региональных отделений по итогам работы в 2008 году и обмену опытом их работы.

И вот что хочется отметить особо. Члены Бюро, очевидно, руководствуясь принципом «не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня», не   стали дожидаться конца года и заслушали лучших руководителей региональных отделений - Чувашского и Приморского.  Михаил Петрович Быков и Юрий Петрович Денисенко рассказали об опыте своей работы, причем их выступления сопровождались выразительным «слайд-шоу» -  с фотографиями, таблицами, схемами. Что сказать: передовики - они и есть передовики во всем, могут не только трудиться, но и аргументировано рассказать о своей работе.

 

У машиностроителей есть свой День

 

Этим повестка дня заседания не была исчерпана. Члены Бюро рассмотрели вопросы организации праздничных мероприятий «Дня машиностроителя». И вновь главным здесь избран региональный вектор – основные праздничные действа должны пройти не в столице, где  в праздниках нет недостатка, а там, где непосредственно трудятся машиностроители – в городах, в традиционных центрах машиностроения, и на предприятиях отрасли.

В рамках подготовки к знаменательной дате - 28 сентября -  с июня  в региональных отделениях стартовали конкурсы на звание «Лучший по профессии», другие мероприятия, которые проводятся, как правило, в тесном взаимодействии с администрациями регионов и профсоюзными организациями.

В ноябре пройдет Всероссийская конференция молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России», подготовка к которой осуществляется в контексте мероприятий ко «Дню машиностроителя».

Впрочем, регионы также задают высокую планку в этом деле.  Правительство Свердловской области совместно с региональным отделением СоюзМаш России организуют конференцию «Стратегические задачи модернизации и основные направления развития машиностроения Среднего Урала как важного звена машиностроительного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».  Тульское, Кировское, Приморское, Рязанское и другие региональные отделения планируют провести   торжественные собрания представителей машиностроительных предприятий области с участием руководителей администрации этих субъектов Российской Федерации. Ряд торжественных мероприятий приурочены ко «Дню машиностроителя» и 75-летию флагмана российской промышленности «Уралмаша».

28 сентября – в День машиностроителя – во многих регионах пройдут торжественные подведения итогов и награждения победителей конкурсов на звание «Лучший по профессии». К ним будут приурочены выступления творческих коллективов.

К профессиональному празднику необходимо прийти с высокими результатами в труде. На этой ноте и было завершено заседание Бюро Союза машиностроителей России.

Поделиться:

ДРУГИЕ НОВОСТИ