ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ – ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

В Москве состоялся IX Съезд Российского Союза ректоров «Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях: лидерство, результативность, стабильность». Более тысячи делегатов со всей страны – ректоры высших учебных заведений, научно-педагогические работники и специалисты, работающие в области образования и профессиональной подготовки кадров, ученые и представители научно-исследовательских учреждений, предприятий и общественных организаций -собрались в столице, чтобы наметить важнейшие стратегические ориентиры и практические шаги по развитию высшей школы России.

20 марта перед участниками съезда выступил Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев. Он заявил, что, несмотря на экономический кризис, все образовательные проекты будут продолжены. Главным критерием работы вузов глава государства назвал качество образования.

В ближайшее время правительство должно выпустить документы, которые облегчат получение льготных кредитов на образовательную тематику, отметил Президент РФ. Проценты по этим кредитам будут минимальными, а возврат возможен после того, как студент закончит высшее учебное заведение и устроится на работу. Также глава государства сообщил, что в 2009 году планируется переход на бесплатное отделение около 25 тысяч человек. Он пообещал увеличить количество и размер президентских стипендий для студентов и аспирантов.

С докладом перед делегатами съезда выступил Президент Российского Союза ректоров, ректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Виктор Антонович Садовничий. "Важнейшая задача - создать в стране систему центров повышения квалификации и переподготовки различных категорий работников", - отметил В.А.Садовничий. Он также предложил ввести специальные образовательные сертификаты по оплате переподготовки. Кроме того, среди других антикризисных мер президент Союза ректоров выступил с инициативой дать возможность не только бакалаврам, но и выпускникам специалитета поступать в магистратуру.

Перед собравшимися также выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который призвал высшую школу повернуться лицом к духовно-нравственному воспитанию студентов. Базовые ценности высокого служения общественному благу и духовному развитию составляют культурное наследие российской цивилизации и научной традиции, предопределяют стратегию движения страны вперед.

Выступившие на съезде ректоры ведущих российских вузов были едины в мнении, что главная задача фундаментального высшего образования заключается в определении долгосрочных стратегических ориентиров развития, гораздо более важных, чем оперативное реагирование на запросы рынка. В контексте инициативы Президента России «Наша новая школа» и в преддверии Года Учителя (2010) на съезде обсуждались возможности превращения профессии учителя в стратегический тип занятости, восстановления уважения к учительскому гуманитарному труду, повышения ответственности в этом, как со стороны работников образования, так и со стороны государства.

Значительное внимание IX Съезд РСР уделил усилению участия ведущих университетов в обеспечении перехода России к новому технопромышленному укладу, определяющему формирование принципиально новых рынков. В ближайшие годы будущее страны будет зависеть от решения государственных фундаментальных задач технологического перевооружения российской промышленности, и усиление вузовской науки закладывает мощный фундамент экономики и обороноспособности России. Государственные инвестиции в обновление научно-технологической базы вузов также позволят привлечь и удержать в России лучших представителей талантливой молодежи.

На съезде с большой озабоченностью говорили о дисбалансе в подготовке специалистов с высшим образованием, который отрицательно сказывается на отечественной экономике. Реальный сектор в последнее время испытывает острый недостаток профессионалов с высшим инженерным образованием. Где взять специалистов, которые будут создавать высоки технологии, когда из более 7 миллионов студентов в нашей стране специализируются в области приборостроения около 50 тысяч, в электронной техники чуть более 100 тысяч, а по физико-математическим наукам около 100 тысяч

В рамках решения данной проблемы руководители российской высшей школы обсудили первый опыт стратегического сотрудничества вузов с ведущими государственными корпорациями, в частности, Госкорпорацией «Ростехнологии», возглавляемой Председателем Союза машиностроителей России Сергеем Викторовичем Чемезовым, по вопросам оптимизации механизмов целевого заказа на подготовку кадров, расширения практики формирования «корпоративных университетов».

Немало делается для подготовки кадров для машиностроительного комплекса и смежных с ним отраслей промышленности в рамках взаимодействия между Союзом машиностроителей России и Российским Союзом ректоров, между которыми подписано Соглашение о сотрудничестве.

Поддержка студенчества стала отдельной темой Съезда Российского Союза ректоров, с первых лет своей работы выполнявшего функции гаранта социальной устойчивости в студенческой среде. Российские ректоры обсудили перспективы помощи студентам, оказавшимся в сложном материальном положении, оплаты государством обучения талантливых молодых, фиксации платы за обучение, с целью сохранения доступности высшего образования как его важнейшей ценности.

В рамках работы съезда состоялось заседание ряда секций. Работа секция «Высшее профессиональное образование – синтез теории и практики» прошла под руководством заместителя Председателя Союза машиностроителей России, члена Общественной палаты РФ Владимира Владимировича Гутенева и ректора МГТУ им. Н.Э.Баумана, члена Бюро Центрального совета Союза Игоря Борисовича Федорова.

На секции были обсуждены актуальные вопросы формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, повышения эффективности университетского технического образования и многие другие.

В выступлениях участников заседания отмечалось, что современное развитие экономики требует превращения профессионального образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно реагирующую на вызовы времени и осуществляющую подготовку кадров, способных проводить инновационные разработки.

По итогам работы секции был принят итоговый документ, в котором содержатся конкретные предложения по дальнейшему развитию высшего профессионального образования в новых социально-экономических условиях.

Поделиться:

ДРУГИЕ НОВОСТИ