50 лет атомному флоту. 50 лет назад, 17 декабря 1958 года, Правительственная комиссия подписала прием-ный акт первой отечественной атомной подводной лодки К-3 (с 1962 года – «Ленинский комсомол»). Корабль был построен в сборочно-стапельном цехе № 42 завода № 402 (ПО «Севмаш»). В течение полувека предприятие стало флагманом атомного подводного ко-раблестроения, передав Военно-морскому флоту страны 128 атомных подводных лодок. Необходимость создания судостроительного завода на Севере появилась еще в годы пер-вой пятилетки, когда в СССР была принята программа военного кораблестроения. Официаль-ной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года – на стапеле еще недостроенного эллинга был заложен линейный корабль «Советская Белоруссия». Заводу был присвоен номер 402. Возникший рядом поселок строителей в 1938 году был переименован в город Молотовск (с 1957 года – Северодвинск). В годы войны строительство завода было приостановлено. Коллектив предприятия обес-печивал боеспособность кораблей Северного флота и ремонт судов конвоев. В первые послево-енные годы ВМФ были переданы 23 больших морских охотника проекта 122А, 2 крейсера про-екта 68бис, 20 эсминцев проектов 30, 30К и 30бис, более 30 гражданских судов. Первый опыт подводного кораблестроения завод №402 получил еще в годы войны, дост-раивая совместно с Балтийским заводом две подводные лодки серии Л-XIII-38. К серийной по-стройке подводных лодок предприятие приступило в начале 50-х годов прошлого века. 14 мая 1954 года в стапельном цехе 50 была заложена головная дизель-электрическая подводная лодка проекта 611. 11 сентября 1955 года ВМФ была передана модифицированная подводная лодка проекта В611 – первая подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. К концу 1961 года предприятие завершило строительство серии подводных ракетоносцев проекта 629А, ко-торые стали весомым аргументом в развернув¬шейся гонке морских стратегических вооруже-ний. До 1962 года завод передал ВМФ 33 ДЭПЛ. 24 сентября 1955 года на заводе № 402 (ПО «Севмаш») произошло событие, открывшее новую эпоху в развитии отечественного флота и судостроения. В сборочно-стапельном цехе № 42 была заложена первая в СССР подводная лодка с ядерной энергетической установкой проек-та 627. Научным руководителем проекта был академик А.П. Александров, главным конструкто-ром ядерной энергетической установки – директор НИИ-8 Н.А. Доллежаль, главным конструк-тором подводной лодки – начальник СКБ-143 (СПбМБМ «Малахит») В.Н. Перегудов. Про-грамма создания первой АПЛ была возведена в ранг национальной задачи, к участию в ней бы-ло привлечено 135 предприятий и организаций. Под руководством директора завода №402 Е.П.Егорова и главного инженера В.И. Дубовиченко на базе недостроенного цеха башенных орудий было организовано замкнутое производство – сборочно-стапельный цех № 42. Несмотря на то, что пришлось осваивать новую сталь и новые виды сварки, уже к концу 1955 года были проведены гидравлические испытания корпуса, подтвердившие прочность кон-струкции и высокое качество работ. 9 августа 1957 года подводная лодка была спущена на воду, начались комплексные швар-товные испытания. 14 сентября 1957 года был осуществлен физический пуск реакторов. 4 июля 1958 года корабль вышел в море под командованием капитана I ранга Л.Г. Осипенко. Находив-шийся на борту академик А.П. Александров сделал историческую запись в вахтенном журнале: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар». 17 декабря 1958 года правительственная комиссия подписала приемный акт корабля. Пер-вая советская атомная подводная лодка, получившая тактический номер К-3, а впоследствии и название «Ленинский комсомол», была принята ВМФ в опытную эксплуатацию. 12 марта 1959 года включена в состав Северного флота (в настоящее время АПЛ проходит переоборудование в музей на СРЗ «Нерпа» в Мурманской области). За создание атомной подводной лодки К-3 ПО «Севмаш» было награждено орденом Ле-нина, директору Е.П. Егорову, главному конструктору В.Н. Перегудову, слесарю-монтажнику Д.Н. Фролову присвоены звания Героев Социалистического Труда, главному инженеру завода В.И. Вашанцеву, начальнику цеха № 42 П.В. Гололобову, ответственному сдатчику корабля Н.Н. Довганю присуждены Ленинские премии, 410 работников предприятия награждены орде-нами и медалями. За К-3 последовала серия из 12 еди¬ниц атомных подводных лодок проекта 627А. Строи-тельство АПЛ стало основной задачей завода №402. Вслед за первым поколением АПЛ пред-приятие приступило к освоению более совершенных кораблей с ядерной энергетической уста-новкой. В 1967 году ВМФ был передан первый советский атомный подводный крейсер стратеги-ческого назначения проекта 667А с 16 баллистическими ракетами на борту. За пять лет в строй были введены 24 атомных ракетоносца, благодаря чему был достигнут паритет с США по мор-ской составляющей ядерных сил. В 1972-1990 годах было построено 60 АПЛ 4-х модификаций – проектов 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ. Несколько модернизаций прошел и ракетный ком-плекс. В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире АПЛ с корпусом из титановых сплавов проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей ско-рость подводного хода в 44,7 узлов. Этот мировой рекорд не превзойден до сих пор. В середине 70-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для по-стройки АПЛ третьего поколения производственные мощности Севмаша были удвоены, возве-ден крупнейший в России эллинг. В 1980 году в новом цехе была построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. Всего по проектам 949 и 949А было построено 13 кораблей. В 1981 году ВМФ был передан го-ловной атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941, вооруженный 20 межконтинентальными баллистическими ракетами. Этот подводный ракетоносец занесен в книгу рекордов Гиннесса, как самая большая подводная лодка в мире. По проекту 941 на пред-приятии было построено 6 кораблей. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная тита-новая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 2001 году завершена постройка серии из 7 многоцеле-вых АПЛ проекта 971, в создании которых внедрены последние достижения в снижении шум-ности и повышении скрытности подводных лодок. За 50 лет корабелы ПО «Севмаш» передали Военно-морскому флоту страны 128 АПЛ. Се-годня ПО «Севмаш» – единственная верфь, осуществляющая серийное строительство атомных подводных лодок для ВМФ России. В новой России Севмаш остался единственной верфью, осуществляющей серийное строи-тельство атомных подводных лодок для ВМФ. 12 февраля 2008 года был спущен на воду голов-ной атомный подводный ракетоносец четвертого поколения проекта 955 «Юрий Долгорукий». В настоящее время корабль готовится выйти в море на испытания. На стапеле строятся серий-ные корабли «Александр Невский» (заложен в 2004 г.) и «Владимир Мономах» (заложен в 2006 г.). Субмарины данного проекта станут основой морских стратегических ядерных сил России в 21 веке. Также ведется строительство серии современных многоцелевых АПЛ проекта 885. Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»
Поделиться: