70 лет ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие»

21 декабря отмечает юбилей ведущее судостроительное предприятие оборонного комплекса России. Именно здесь была построена первая в нашей стране атомная подводная лодка, а затем предприятие становится флагманом атомного подводного кораблестроения. Морской ядерный щит, созданный корабелами Севмаша, позволил сохранить паритет в противостоянии двух морских сверхдержав. И сегодня Севмаш играет решающую роль в сохранении мира и обеспечении обороноспособности нашей страны.

С Севмашем связаны судьбы многих тысяч жителей Северодвинска. За мужественную работу по созданию завода и строительство кораблей десятки работников предприятия награждены высшими государственными наградами. Продолжает славные традиции Севмаша и молодое поколение, которое ясно показывает, что потенциал для проектирования и строительства подлодок нового поколения у России есть.

Масштабные производственные мощности, наукоемкие технологии и высококвалифицированные кадры, позволяют Севмашу эффективно работать в различных направлениях деятельности. На предприятии выпускаются гражданские суда, уникальная морская техника для добычи нефти и газа, изделия для машиностроительной, металлургической, нефтегазовой и других отраслей промышленности.

Искренне и сердечно поздравляем руководство и трудовой коллектив Производственного объединения «Севмаш» с 70-летием со дня образования предприятия!

Желаем здоровья, оптимизма, реализации всех намеченных проектов, неиссякаемой энергии на долгие годы, новых побед и достижений.

Вехи истории

Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года – день закладки на стапеле первого корабля, линкора «Советская Белоруссия».

Созданный для постройки крупных кораблей – линкоров и крейсеров – завод в годы войны приступил к строительству больших морских охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтеров, плавбаз и плавмастерских, также обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и ремонт судов, доставлявших Северным морским путем грузы союзников. До 1945 года отремонтировано 139 кораблей и судов, осваивались и выпускались новые виды военной техники.

24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627. Через три года АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, в 1962 году получила название «Ленинский комсомол». За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.

В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов.

 В середине 70-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности Севмаша были удвоены. В 1980 году построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. Год спустя вошел в строй головной подводный ракетоносец проекта 941 (сейчас крейсер «Дмитрий Донской») с ракетным комплексом «Тайфун». Эта АПЛ занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая атомная подлодка в мире. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 80-90-х годах построена серия многоцелевых АПЛ проекта 971.

Всего Севмаш сдал Военно-Морскому Флоту 128 атомных подводных лодок. Труд коллектива получил достойную оценку: среди корабелов 16 Героев Социалистического Труда, 1 Герой РФ, большая группа работников удостоена высоких наград.

Поделиться: