Пресс-релиз

АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА: НУЖНЫ НЕ ЛОЗУНГИ, А КОНКРЕТНЫЕ ДЕЛА.

16 октября 2008 г. в Москве состоялось совместное заседание Комиссии по экономическим вопросам и Комиссии по технологическому развитию, защите внутреннего рынка и развитию кооперации при Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России. Центральным вопросом стало обсуждение вариантов действий по минимизации ущерба от рецессии мировых финансовых рынков и предложений по формированию государственных мер, направленных на сохранение положительных тенденций роста промышленного производства в российской экономике.

В работе заседания приняли участие председатель Комиссии по экономическим вопросам, Генеральный директор ОАО «Русские машины» Лукин Валерий Геннадьевич, заместитель Председателя - руководитель аппарата Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России Гутенев Владимир Владимирович, председатель Комиссии по технологическому развитию, защите внутреннего рынка и развитию кооперации, Председатель Совета директоров ОАО «Технологическая компания» Комиссаров Дмитрий Георгиевич, члены Бюро Центрального совета Союза, член Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Бочкарев Олег Иванович, Председатель Совета директоров ООО «Управляющая компания «Каскол» Недорослев Сергей Георгиевич, представители Экспертного управления Президента Российской Федерации, Минэкономразвития и Минпромторга России.

В ходе обсуждения участники заседания сошлись во мнении о том, что для преодоления разразившегося кризиса и снижения его последствий, как для машиностроения, так и для экономики России в целом, необходимо не выдвигать идеи и лозунги, а предпринимать конкретные действия по государственной поддержке отечественных предприятий и отраслей, прежде всего обрабатывающего сектора экономики.

Заместитель Председателя - руководитель аппарата Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России В.В. Гутенев внес предложения об усилении государственного контроля за деятельностью банков по кредитованию промышленных предприятий и активизации деятельности регуляторов рынка, особенно Федеральной антимонопольной службы по вопросам регулирования тарифов на энергоресурсы и транспортные услуги.

Председатель Комиссии по технологическому развитию, защите внутреннего рынка и развитию кооперации, Председатель Совета директоров ОАО «Технологическая компания» Д.Г. Комиссаров отметил, что предлагаемые действия должны обеспечивать не только преодоление кризиса, но и выход предприятий из него с новым технологическим укладом.

В ситуации кризиса финансово-кредитной системы, как отметил Председатель Комиссии по экономическим вопросам Генеральный директор ОАО «Русские машины» В.Г. Лукин, «особенно важную роль приобретает государственная финансовая поддержка значимых для машиностроительной отрасли и приоритетных для экономики страны инвестиционных проектов».

Итогом работы совместного заседания комиссий стал проект программы действий по мерам государственной поддержки российский машиностроительной отрасли и преодолению кризиса кредитно-финансовой системы Российской Федерации.

Предложения по мерам государственной поддержки российской машиностроительной отрасли и преодолению кризиса кредитно-финансовой системы Российской Федерации

Ситуация складывающаяся в экономике Российской Федерации, связанная с международным финансовым кризисом, имеет далеко идущие последствия, которые не исчерпываются проблемами, возникшими в кредитно-финансовой системе России.

Основные факторы, характеризующие будущий кризисный период в экономике Российской Федерации, определяются следующими причинами:

Сокращение возможностей получения кредитных средств на выгодных условиях привело к сокращению спроса на товары длительного цикла использования на внутреннем рынке.

Сокращение внутренних рынков сбыта продукции предприятий машиностроительного комплекса приведет к необходимости сокращения объемов производства и доли оплаты труда, в себестоимости продукции в условиях возрастающей конкуренции.

Сокращение планов производства приведет к «замораживанию» инвестиционных проектов, сокращению объемов закупки материалов, снижению занятости на производстве и сокращению доли заработной платы в структуре себестоимости продукции.

Изменение структуры потребления сырья и материалов скажется на предприятиях-смежниках и приведет к циклическому повторению процесса сокращения объемов производства.

В разрезе экономики последствиями будут являться сокращение доходов предприятий и занятости населения, падение объемов налоговых платежей в бюджеты всех уровней и стагнация роста экономических показателей по всем отраслям экономики страны.

В этой ситуации необходимо принятие комплекса мер государственной поддержки машиностроительной отрасли и промышленности Российской Федерации в целом, в целях недопущения развития системного кризиса промышленного производства и экономической стагнации в промышленности, спровоцированного финансово-кредитным кризисом.

 

            Меры государственной поддержки промышленности в целом и машиностроительной отрасли:

 

1. Восстановление кредитно-финансовой функции банковской системы:

 

1.1 Выделение кредитных средств для государственных лизинговых компаний (ВТБ-лизинг, ВЭБ-лизинг, РГ-лизинг и др.) для финансирования потребителей отечественной машиностроительной продукции.

1.2 Утверждение методики оценки для целей определения банками залоговой стоимости акций, при предоставлении кредитного обеспечения (залогов) в пределах стоимости не ниже балансовой стоимости чистых активов, а также расширение ломбардного списка Центрального Банка РФ.

1.3 Выделение уполномоченными государством банками целевых кредитов, рефинансируемых Центральным банком РФ, по льготным ставкам (не более 8 % в год), на финансирование инвестиционных и производственных проектов машиностроительным компаниям России.

1.4 Утверждение перечня приоритетных для развития машиностроительной отрасли инвестиционных проектов, срок реализации которых более одного года, для финансирования на паритетных основаниях в рамках государственно-частного партнерства.

 

2. Создание платежеспособного спроса на продукцию отечественной обрабатывающей промышленности:

 

2.1 Выделение государственного финансирования на цели реализации проектов по созданию транспортной инфраструктуры (автодорог, железные дорог, трубопроводного транспорта) и жилищному строительству, для создания платежеспособного спроса на продукцию обрабатывающей промышленности, машиностроительной отрасли и рынка строительных услуг.

2.2 Пересмотр существующих контрактных условий при обеспечении государственного и оборонного заказа (в т.ч. увеличение авансирования до 70-80 %).

2.3 Отмена залогов при проведении тендера на получение государственного заказа для облегчения участия предприятий, без необходимости привлечения банковских гарантий:

- внесение изменений в ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ с целью исключения требований по обеспечению обязательств при размещении контракта;

- по государственным контрактам, заключенным до 1 января 2009 года, но подлежащим исполнению в 2009 г. и далее, обеспечение обязательств в виде залога необходимо вернуть предприятиям, в случае выдачи банковских гарантий, проценты по банковским гарантиям возместить предприятиям в цене продукции.

2.4 Возмещение (либо частичное датирование) из федерального бюджета затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, для финансирования исполнения обязательств по государственным закупкам.

2.5 Использование механизмов предоставления правительствам и компаниям зарубежных стран «связанных кредитов» на закупку продукции машиностроения российского производства, при использовании межгосударственных механизмов минимизации рисков неплатежей (госгарантии, встречные поставки и т.д.), прежде всего для стран Азии, Африки и Латинской Америки.

 

3. Тарифные меры защиты российского рынка промышленной продукции с целью увеличения объемов продажи товаров отечественного производства на внутреннем рынке:

 

3.1 Повышение ставок импортных пошлин до 30-40 % по основным видам продукции машиностроения, производимым в Российской Федерации.

3.2 Повышение контроля и упорядочивание процесса сертификации импортной машиностроительной продукции, на соответствие требованиям безопасности, техническим регламентам и стандартам, действующим в Российской Федерации, в том числе:

- проведение внеплановой и широкомасштабной аттестации сертификационных органов и соответствующих экспертных организаций;

- ужесточение контроля над работой сертификационных органов и введение ответственности, вплоть до уголовной, за нарушения связанные с необоснованными выдачами сертификатов соответствия и недобросовестным проведением экспертиз.

3.3 Распространение действия постановления Правительства РФ от 28 февраля 2005 года № 166 «О промышленной сборке автомобильной техники» на продукцию основных системообразующих отраслей машиностроительного комплекса России, имея ввиду:

- производство конечного продукта (машина, агрегат, технологическое оборудование), организуемое на территории России после 1 января 2009 года, должно быть локализовано не менее чем на 75 % (по стоимости) в срок не более чем 5 лет с момента заключения соответствующего Соглашения;

- ключевые комплектующие изделия и материалы в соответствии с утвержденным Минпромторговли России перечнем для каждого проекта и определяющие основные технико-экономические показатели, а также потребительские свойства соответствующей продукции, должны быть произведены на территории России;

- система послегарантийного технического обслуживания должна быть создана в России с обучением и подготовкой российского сервисного персонала.

 

Кроме того, на заседании был рассмотрен ряд организационных вопросов.

Руководители Комиссий при Бюро ЦС, члены Бюро ЦС Союза, представители правительственных органов и предприятий отрасли договорились продолжить совместную работу по выработке и реализации совместной программы действий в это непростое для машиностроительного сообщества время.

Поделиться: