21.07.2010
"АвтоВАЗ" набирает обороты. Хакасия-Информ 21.07.10 Продажи автомобилей быстро восстанавливаются после кризиса 2008-2009 гг. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам июня российский автомобильный рынок показал прирост на 45% относительно аналогичного периода прошлого года. Российский автомобильный рынок в 2009 году переживал сложные времена - доходы большинства ведущих автоконцернов сократились на десятки процентов, почти все компании получили убыток. "АвтоВАЗ", который по итогам 2008 г впервые уступил по размеру выручки по РСБУ "дочке" иностранного автоконцерна (на первое место вышло ООО "Тойота Мотор") закончил прошлый год с гигантским убытком. С показателем 38,4 млрд руб. волжский автогигант занял третье место в рэнкинге самых убыточных компаний России, уступив лишь ФСК и АФК "Система", чьи потери, в отличие от "АвтоВАЗа", носили "бумажный" характер. Однако это не помешало "АвтоВАЗу" вернуть себе лидерство по выручке на домашнем рынке, и пока нет оснований предполагать, что в 2010 году кто-то сможет вновь посягнуть на пальму первенства. Согласно данным, опубликованным в базе "СПАРК-Эмитент", ООО "Тойота Мотор", импортер автомобилей Toyota и Lexus и запчастей к ним, в 2009 году сократило выручку почти вдвое - до 83,64 млрд руб. с 166,17 млрд руб. Продажи "АвтоВАЗа" просели чуть меньше - до 84,18 млрд с 160,2 млрд руб. Проигрыш Toyota можно оспорить, если приплюсовать к результатам "Тойота Мотор" показатели "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" (ТММР, завод Toyota под Санкт-Петербургом). Выручка ТММР в 2009 году составила 5,72 млрд руб., что на 1,7 млрд руб. больше, чем годом ранее. Однако и "АвтоВАЗу" есть чем крыть - его выручка по МСФО все равно немного больше (92 млрд руб.). "АвтоВАЗ" занимал и занимает большую долю российского рынка, по количеству проданных машин его никому не удалось обойти, даже ближайшие конкуренты далеки. Машины у него недорогие, поэтому компания может уступать кому-то в выручке, но и то не по итогам 2010 года - программа утилизации работает на "АвтоВАЗ", - сказал "Интерфаксу" начальник аналитического департамента УК "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго. Акции по предоставлению скидок на автомобили 2008 года выпуска, внедрение новых опций (в частности, наращивание производства машин с кондиционером), госпрограмма льготного кредитования и другие меры помогают стимулировать продажи, говорят в пресс-службе "АвтоВАЗа". В 2011 году российский авторынок, с учетом отечественных автомобилей, вырастет примерно на 30%, прогнозирует директор по стратегическому развитию международного автомобильного холдинга "Атлант-М" Алексей Терещенко. Он считает, что на динамику рынка будут оказывать влияние сразу несколько факторов, в числе которых отложенный спрос, дальнейшее восстановление автокредитования и расширение предложения новых моделей иномарок российской сборки по приемлемым ценам.