05.11.2008
АвтоВАЗ расстанется с «непрофилями». Передав их дочерним компаниям. РБК daily 05.11.2008 Кроме детских садов и медучреждений АвтоВАЗ решил вывести с баланса компании семь подразделений завода, в том числе металлургическое. Планируется создать пять дочерних компаний, которые будут работать с заводом по договорной схеме, в будущем же возможна продажа пакетов акций сторонним инвесторам. Идея вывода непрофильных производств оправдала себя на КамАЗе, однако в Тольятти, помимо организационных сложностей, новым «дочкам» будет трудно найти сторонних заказчиков. Совет директоров АвтоВАЗа принял решение о создании пяти дочерних компаний на базе семи заводских производств, сообщила в субботу пресс-служба компании. Вывод непрофильных активов должен снизить затраты и повысить эффективность производства, говорится в сообщении. По данным РБК daily, вывести планируется прессовое, инструментальное, металлургическое производства, цеха по выпуску прессформ и технологического оборудования, а также объекты социальной инфраструктуры. Последние планируется передать городу. По словам президента АвтоВАЗа Бориса Алешина, которые приводятся в сообщении завода, компания стремится стать глобальным игроком, а мировые производители занимаются проектированием автомобилей, производством (включая штамповку, сварку, окраску и сборку), продажей и техническим обслуживанием. «Дочки» будут работать с АвтоВАЗом на договорной основе, а их юридическая автономия позволит привлекать сторонних инвесторов и увеличивать объем внешних заказов. Как ранее заявлял в региональной прессе г-н Алешин, в дочерних компаниях завод намерен оставить за собой либо 100% акций, либо контрольный пакет. Полностью продавать «дочки» АвтоВАЗ не намерен, поскольку, по словам Бориса Алешина, аутсорсинг не всегда себя оправдывает. По данным РБК daily, конкретный механизм вывода производств пока не разработан. При этом службе персонала еще только предстоит определиться, как вывести 25 тыс. человек из ОАО «АвтоВАЗ». На самом заводе опасаются социальной напряженности в связи с этим решением. Вслед за выводом непрофильных активов из состава АвтоВАЗа предполагается вычленить автокомпонентный бизнес. По словам г-на Алешина, уже идет создание холдинга автокомпонентов. АвтоВАЗ намерен выкупить обратно три предприятия, которые он сам же в прошлом году продал «Оборонпрому» — СААЗ, ДААЗ и СМЗ, и сделать их основой нового холдинга. Все это, по мнению г-на Алешина, позволит существенно улучшить финансовые показатели АвтоВАЗа, его инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность. Впрочем, по словам источника РБК daily, близкого к заводу, ситуация, в которой находится завод, тормозит процессы оптимизации. «Завод только что заключил сделку с Renault о покупке лицензий за 200 млн долл., кроме того, ему приходится вводить отсрочку платежей для дилеров, в результате чего возникает кассовый разрыв. АвтоВАЗу уже пришлось отказаться от выплаты премии сотрудникам по итогам года», — говорит собеседник РБК daily. По его словам, выведение осложняется также и тем, что новым предприятиям трудно будет найти заказы, не связанные с тольяттинским автозаводом. Впрочем, как считает министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин, выделить вспомогательные активы вроде производства пластмасс, инструментов и станкостроения было бы логично. «Современные производители самостоятельно занимаются только сваркой, окраской и сборкой. Положительный пример такого выделения — КамАЗ», — говорит он. Как сообщили РБК daily на КамАЗе, у завода в отдельные производства выделены металлургия, прессово-рамное производство, завод двигателей и др. При этом объем сторонних заказов у ОАО «КамАЗ-Металлургия» «значителен». АвтоВАЗ снизил продажи В октябре объем российских продаж АвтоВАЗа составил 56,7 тыс. автомобилей, что на 19,3% ниже, чем в октябре прошлого года. По итогам десяти месяцев продажи снизились на 1,6%, до 533,7 тыс. автомобилей. Правда, продажи в октябре 2008 года оказались выше сентябрьских на 16%. По словам руководителя аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, кризис ударил по покупателям бюджетных автомобилей сильнее всего. Между тем в условиях сокращения автокредитования у АвтоВАЗа появляются новые шансы. «Многие, кто хотел сменить свой автомобиль на иномарку, уже готовы передумать и поездить на отечественном автомобиле», — говорит эксперт.