23.05.2008
Бюджет берет свою долю прибыли Газета «Коммерсантъ» № 87(3904) от 23.05.2008 Данные ФНС о структуре налоговых поступлений в апреле свидетельствуют о продолжающемся экономическом росте и выходе российской экономики из тени. Наиболее динамично растущим источником бюджетных поступлений, исходя из этих данных, в январе—апреле 2008 года оставался налог на прибыль, который обеспечил почти треть бюджетных поступлений. Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала вчера отчет о поступлении налогов в бюджетную систему РФ в январе—апреле 2008 года. Всего по линии ФНС в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды поступило 3,42 трлн руб. (на 50,8% больше, чем за аналогичный период 2007 года). Федеральный и региональные бюджеты получили по 14,6 трлн руб. (рост на 57% и 53,1% соответственно), Пенсионный фонд, Фонд соцстраха, Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования — 496 млрд руб. в совокупности (рост на 29,9%). При этом налоговые доходы заметно опережают прогноз, так например, в федеральный бюджет налоговики за первые четыре месяца перечислили 39,4% доходов, а не треть, как можно было бы ожидать в предположении равномерного исполнения бюджета. Уже эти данные свидетельствуют о существенных бюджетных дисбалансах. Доходы внебюджетных фондов, на которых висит значительная доля социальных обязательств, растут относительно медленно. Сохраняется перекос в сторону федерального бюджета, тем самым, с первого взгляда, сохраняется концентрация экономической политики на федеральном уровне. Впрочем, расходные возможности региональных бюджетов растут быстрее, чем у Минфина. Самым важным налогом для российской бюджетной системы по-прежнему остается налог на прибыль. Он обеспечил поступление 944,4 млрд руб. (32,3% всех налоговых поступлений), а рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказался крайне высоким — на 87,3%. Отчасти это объясняется ростом фондового рынка и легализацией некоторых бизнес-транзакций. Так, в отчете московской инспекции ФНС скачок его поступлений объясняется, в частности, "уплатой налога на прибыль предприятием, состоящим на учете в городе Москве, от реализации акций нефтяной компании (разовая сделка)" и "уплатой крупнейшим предприятием налога на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов от иностранной организации". Впрочем, уверенный рост прибыли заметен и по данным Росстата — на 35%, по данным за январь—февраль. Но очень сильно повлияла прибыль крупных компаний, особенно нефтегазового сектора. Такой точки зрения придерживается, например, Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Вторым по размеру налогом стал НДПИ — 537,2 млрд руб., рост на 64%. Большая часть этого налога состоит из НДПИ на добычу нефти (491 млрд руб., рост на 72,7%), она подорожала примерно в той же степени. Третье место у НДС — 465,4 млрд руб., рост на 53,9%. Кстати, опубликованные вчера данные позволили впервые достоверно оценить размер апрельского платежа по НДС — примерно 350 млрд руб. (разница между платежами по этому налогу в январе—апреле и январе—марте). Напомним, опасения, что переход на квартальную оплату этого налога дестабилизирует денежный рынок, все начало 2008 года провоцировали ожидания кризиса на банковском рынке. Впрочем, темпы роста НДС оказались значительно выше, чем рост цен производителей (27,4% март к марту), плюс 8% роста экономики, следовательно, речь может идти о выходе части бизнеса из тени. Четвертое место с минимальным отрывом от НДС у НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — 461,2 млрд руб., рост на 37,7%. Он растет быстрее, чем доходы населения по отчетности Росстата (порядка 25% в год). Дмитрий Белоусов объясняет это "работой налоговиков с компаниями" и "обелением доходов". Характерно, что НДФЛ растет быстрее ЕСН (пятое место,152,1 млрд руб., рост на 31,1%), это отражение усиления дифференциации по доходам — самые высокооплачиваемые подпадают под регресс по социальному налогу. Пять вышеперечисленных налогов обеспечили 87,5% всех налоговых доходов консолидированного бюджета — в прошлом году этот показатель составил 84%. Из этого следует, что упрощение налоговой системы по-прежнему остается возможным.