24.09.2008
Daimler начнет с малого. РБК daily 24.09.2008 Компания рассматривает возможность CKD-сборки грузовиков в России Немецкий концерн Daimler AG уже вскоре объявит о своих планах относительно организации производства в России. По всей видимости, немцы склоняются к варианту покупки 42% акций КамАЗа, нежели строительству собственного завода. В пользу этой версии говорит то, что, как стало известно РБК daily, немцы уже обсуждают с КамАЗом возможность сборки на его мощностях как автобусов, так и грузовиков. При этом начинать производство грузовиков Daimler собирается с CKD-сборки. Оборот подразделения Daimler, производящего грузовые автомобили, в прошлом году составил около 28 млрд евро. Концерн является крупнейшим производителем грузовиков в мире, ему принадлежат такие марки, как Freightliner, Fuso и Mercedes. «Тройка Диалог», контролирующая свыше 54% акций КамАЗа, летом объявила о переговорах по продаже 42% акций автозавода концерну Daimler Trucks. Daimler, проводящий сейчас due diligence российского автозавода, рассматривает возможность покупки акций как один из вариантов выхода на российский рынок, выбирая между покупкой доли в КамАЗе и строительством собственного сборочного цеха. Как сообщил РБК daily глава Daimler Trucks Андреас Реншлер на выставке коммерческого транспорта в Ганновере, до конца года компания намерена принять решение об организации собственного производства в России. По его словам, в настоящее время рассматриваются несколько вариантов CKD-сборки. Он отказался сообщить, где планируется разместить производство и какие модели будут поставлены на конвейер. Впрочем, по его словам, речь идет о производстве как грузовиков, так и автобусов. Как сообщил РБК daily источник, близкий к немецкой компании, наиболее интенсивно Daimler ведет переговоры с КамАЗом. Весной этого года немецкий производитель официально признался,что ведет переговоры с НефАЗом (входит в группу КамАЗ) о совместном производстве автобусов. Немцы, в частности, предложили сборку на НефАЗе опытных образцов восьми- и десятиметровых автобусов на шасси Mercedes. Но, как отметил Андреас Реншлер, сотрудничество с КамАЗом — одна из возможностей, однако, вероятно, что компания решит организовывать производство самостоятельно или с другим партнером. Как подтвердил РБК daily директор по информационной политике КамАЗа Владимир Самойлов, переговоры с Daimler касаются в том числе и грузовиков. «Но об итогах этих переговоров мы объявим в октябре», — отметил он, не раскрыв их подробностей. Между тем, по его словам, в России было бы логичным разворачивание западными концернами производства легких грузовиков, а также магистральных тягачей. «В этом сегменте российские предприятия отстают», — отмечает он. Говоря о перспективах возможного сотрудничества с Daimler, Владимир Самойлов отмечает, что КамАЗу был бы в первую очередь интересен доступ к новым технологиям как производства, так и управления. Как говорит руководитель группы по оказанию услуг автомобильной промышленности Ernst & Young Иван Бончев, для прихода Daimler на российский рынок сейчас удачный момент. «Рынок коммерческой техники начал бурно развиваться только с прошлого года, — поясняет эксперт. — При этом дополнительным стимулом развития рынка стало увеличение пошлин на подержанные импортные грузовики». Между тем обеспечить растущий российский спрос за счет увеличения импорта новых грузовиков сложно, ведь у самих мировых концернов сейчас не хватает мощностей. Самостоятельное же строительство завода заняло бы куда больше времени и могло привести к упущенной выгоде. В том, что Daimler выберет КамАЗ как стартовую площадку для выхода на рынок, эксперты почти не сомневаются. «Сам КамАЗ до недавнего времени не был готов к продаже, рассматривались разные варианты помимо продажи пакета акций завода стратегическому инвестору, в частности размещение бумаг на фондовом рынке. Но в текущих условиях это маловероятно», — отмечает Иван Бончев. При этом, покупая долю в КамАЗе, Daimler получает партнера, имеющего наибольшую долю на местном рынке.