Энергетическую безопасность государства с учетом текущих проблем и перспектив топливно-энергетического комплекса обсудили на заседании Экспертного совета по энергетическому машиностроению, электротехнической и кабельной промышленности при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комиссии по вопросам развития и внедрений технологий в области энергоэффективности и энергосбережения Союза машиностроителей России.

Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации как части системы обеспечения национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 13 мая 2019 года. Она определяет основные направления угроз, вызовов и рисков энергетической безопасности, способность противостояния которым обеспечивает защищенность экономики страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики. Среди них обеспечение технологической независимости ТЭК РФ и повышение его конкурентоспособности, особенно с учетом задач по цифровизации отрасли.

Председатель Экспертного совета по энергетическому машиностроению, Член Бюро Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Александр Козловский подчеркнул, что модернизация производства и расширение производственной линейки выпускаемой продукции, которые проводят сегодня ведущие отечественные производители, дает результаты, но для обеспечения энергетической безопасности РФ, необходимо делать больше. «Наша цель сегодня глубоко проработать предложения, с которыми мы можем выйти к правительству РФ, продолжив их обсуждение на площадке Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям», — сказал он.

Задача по обеспечению энергобезопасности страны — вопрос не только политических угроз, но и социально-экономического благополучия граждан, подчернул председатель правления Национального Совета по энергетической безопасности и защите критической инфраструктуры Андрей Фурашов.

«Зарубежные страны давно не пускают на объекты критической инфраструктуры сторонних производителей, поскольку в процессе цифровизации повышается уязвимость объектов, связанная с усложнением систем и алгоритмов управления этими объектами», — сказал Фуршатов.

Как отмечал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике и промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, решение проблемы оборудования, свободного от недекларированных возможностей зарубежных поставщиков, является важнейшей задачей на объектах критической инфраструктуры.

Участники заседания отмечают, что несмотря на предпринимаемые государством меры, отечественные производители оборудования и комплектующих энергетики продолжают чувствовать серьезную зависимость от иностранных поставщиков. В ряде сегментов, по оценкам экспертов, доля импортной продукции достигает 80%. Именно поэтому стратегической целью сегодня является приоритет внутреннего рынка. До недавнего времени объекты российской энергетики в части оснащения активно использовали, в том числе, и ресурсы производителей иностранного оборудования. Однако с учетом общих усилий ситуация начинает меняться.

Заместитель председателя Комиссии по вопросам развития и внедрения технологий в области энергоэффективности и энергосбережения СоюзМаш России, заместитель генерального директора по инновационной деятельности АО «НТЦ ФСК ЕЭС», Тимофей Рябин отметил, что усилия научно-технического центра в отношении продвижения конкретных проектов по энергоэффективности заметно выросли с момента их трансляции на площадке Союза.

«Благодаря тому взаимодействию и поддержке, которую мы сегодня имеем, нам удалось реализовать решение, которое стало существенным шагом с точки зрения импортозамещения — на базе центра мы создали производство элементов силовой электроники, которое до сегодняшнего дня не производилась в России без участия зарубежных партнеров. Важно, чтобы продукция отвечала потребностям государства и рынка, именно поэтому благодаря Союзу мы начали активную работу с потенциальными потребителями продукции, среди них сегодня и АО «РЖД», ПАО «Силовые машины» и ряд предприятий госкорпорации «Ростех»» — подчеркнул Рябин.

С учетом действующей энергетической стратегии государства среди главных вопросов остается и общая для всех отраслей проблема подготовки кадров, готовых работать условиях предстоящих обновлений. В этом ключе важно наращивать тесное взаимодействие с вузами и научными организациями, способными услышать потребности производителей в части подготовки специалистов.


Фотографии