Состоялось заседание Экспертного совета по судостроительной промышленности и морской технике при Комитете Государственной Думы по экономической политике и промышленности и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России, на котором участники обсудили необходимые меры по обеспечению устойчивого развития судостроительной отрасли в текущей ситуации.

В заседании приняли участие: первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, президент ОСК Алексей Рахманов, директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков, президент Российской палаты судоходства Юрий Клявин, заместитель генерального директора ГТЛК Антон Борисевич, заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов, первый заместитель генерального директора ООО «Волготранс» Алексей Пальгов, руководители региональных отделений Союзмаш, представители экспертного сообщества.

«Мы предпринимаем большие усилия для того, чтобы в сложной экономической ситуации вырабатывать и предлагать конкретные меры поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности. Знаковыми для нас с вами, безусловно, остаются задачи по сохранению объемов гособоронзаказа и содержания инвестиционных программ. В этой связи хочу подчеркнуть высокую эффективность работы Экспертного совета по судостроительной промышленности и морской технике. Предложения совета не только легли в основу ряда законопроектов, которые приняты и внесены для рассмотрения в Госдуму, но и были включены в перечень мер, адресованных руководству страны», – подчеркнул Владимир Гутенев.

В свою очередь председатель Экспертного совета по судостроительной промышленности и морской технике, президент ОСК Алексей Рахманов поблагодарил Союз машиностроителей России за оперативную разработку мер поддержки промышленных предприятий, при этом обратив внимание на отраслевые инструменты, которые уже доказали свою эффективность. Так, например, успешно применяется «утилизационный грант», который позволяет частично компенсировать стоимость нового судна взамен сданного. Глава корпорации отметил сложности со стартом пассажирской навигации в отличие от грузовой, которая в этом году началась раньше традиционных дат. «В этой связи считаю крайне важным поддержать судоходные компании, которые наряду с авиаперевозчиками столкнулись с беспрецедентной ситуацией. Нужно обязательно обратить на это внимание и определить наиболее эффективные инструменты и меры стабилизирующего и стимулирующего характера для речных перевозок, поскольку это напрямую связано с развитием российской судостроительной отрасли», – подчеркнул Алексей Рахманов.

«Корабелы уже сделали соответствующие выводы из сложившейся эпидемиологической ситуации и готовят свои предложения по санитарному обеспечению пассажирских судов, возможностям использования госпитальных судов. У корпорации также есть собственный новейший проект – универсальное судно класса река-море, на котором будет использоваться максимально локализованный контент (судовое оборудование), что сделает нас независимыми от курса валют и иностранных поставщиков», ¬¬– рассказал глава ОСК.

Борис Кабаков в своем выступлении затронул вопросы, по которым работу еще только предстоит начать. Например, балансировка размера пошлин на ввозимое готовое судовое оборудование (от 0 до 5%) и комплектующие (от 5 до 15%). Имеющийся дисбаланс ставит отечественных производителей в неравные условия с зарубежными поставщиками.

Юрий Клявин продолжил тему необходимости поддержки судоходных компаний, предложив в качестве меры лизинговые или кредитные каникулы. Его поддержал заместитель руководителя ГТЛК Антон Борисевич, который сообщил о переносе и субсидировании лизинговых платежей.

Заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов обратил внимание на недопустимость сокращения финансирования программ обновления гражданского флота в сложившихся условиях. По его мнению, необходимо продолжить перспективные разработки отечественной морской техники и оборудования, которые должны соответствовать мировым стандартам.

Первый заместитель гендиректора компании «Волготранс» Алексей Пальгов выразил уверенность, что судоходные компании переживут кризис, поэтому уже сейчас нужно начинать обсуждение облика отрасли «завтрашнего дня», ориентированного на 2023-25 годы. Он отметил положительный опыт работы с ОСК над инновационными проектами, которые агрегируют новейшие технологии, и выступил с инициативой разработки дополнительных мер поддержки инноваций в судостроении.

Подводя итоги совещания, Алексей Рахманов поблагодарил участников за активную работу и предложил провести отдельные заседания по теме инноваций, а также импортозамещения и локализации в судостроении.

Поделиться: