15.07.2008
Гонка за экономией. Россия не привезла на международный авиасалон Фарнборо новых самолетов, зато в очередной раз заявила об амбиционных планах. А зарубежные гиганты соревнуются в создании экономичных двигателей. Ведомости 15.07.2008, №129 (2151) Рекламные щиты Sukhoi Superjet100 встречаются на территории авиасалона Фарнборо не реже, чем техники мировых производителей Boeing и Airbus. Схож и стиль подачи — зелень, птицы, облака. На выставочном стенде АХК «Сухой» представлен макет SSJ100. Там же и макет другого, не менее ожидаемого самолета-истребителя — Су-35. ============================================================================= Поторопитесь! «Мы говорим Airbus и Boeing: поторопитесь, мы готовы покупать их [лайнеры с новыми двигателями], – заявил Пьер-Анри Гуржон, гендиректор Air France-KLM. – Их анализ того, стоит ли производить новые модели, делался, когда нефть стоила $50 за баррель. Теперь, когда она стоит $140, потребность эта еще выше». ============================================================================= Сейчас на долю военной техники приходится 90% всех заказов «Сухого» и лишь 10% — на пассажирские самолеты, но через семь лет объем заказов сравняется, рассказал вчера гендиректор АХК «Сухой» Михаил Погосян. По его словам, к 2020 г. 80% продукции мирового авиапрома будет приходиться на гражданские лайнеры. После того как в мае SSJ100 совершил первый полет, планы «Сухого» по завоеванию международного рынка звучат все увереннее. Компания уедет с Фарнборо, имея в портфеле более 100 твердых заказов на лайнер (сейчас их 73), пообещал Погосян. Завершение сертификации SSJ100 ожидается в середине 2009 г. Уже сейчас «Сухой» присматривается к рынкам Японии, Китая и даже США. На американском рынке SSJ00 может появиться в 2010-2011 гг., полагает Погосян. Президент компании «Боинг гражданские самолеты» (консультант проекта SSJ100) Скотт Карсон не скрывает, что рынок скептически относится к SSJ100, ведь Россия давно не выходила с коммерчески пригодным самолетом. Впрочем, это не мешает России заявить о следующем проекте — среднемагистральном самолете МС-21. Его выход на рынок запланирован в 2015 г., рассказал президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров. К тому времени Иркутский авиазавод (входит в корпорацию «Иркут») будет полностью переоборудован под выпуск гражданских самолетов. Федоров не исключил, что лайнер может создаваться совместно с Китаем, который тоже запускает проект большого пассажирского самолета. Это и коммерчески выгодно, и быстрее, объяснил он. Стороны ведут переговоры, окончательное решение будет принято к концу года. Принципиальный вопрос — кто выступит лидером в проекте. «Пока амбиции у нас и китайцев равные», — признался Федоров. Общие затраты на МС-21 оцениваются в $7 млрд (половина — из федерального бюджета, остальное — кредиты). Спрос на новые самолеты сохранится. По прогнозам Boeing до 2027 г., темпы роста пассажиропотока составят 5,7-5,8% в год, несмотря на дорожающий авиакеросин. Дорогое топливо может оказаться на руку авиапроизводителям. Современные суда более экономичны приблизительно на 15%, отмечает Карсон. Экономить на двигателях Представители General Electric (GE) в Фарнборо раскрыли план по созданию целого семейства двигателей, которые, по их заявлению, должны превзойти продукцию конкурента Pratt & Whitney (подразделение United Technologies). Последняя два года назад приступила к разработке модели, которая должна потреблять на 12% меньше топлива, чем самые экономичные современные двигатели. GE работает над новинкой вместе с французской Safran; в новом двигателе будет меньше движущихся частей, а эффективность должна быть не меньше, чем у новинки Pratt & Whitney. Его первые поставки ожидаются в 2016 г., в то время как Pratt & Whitney готова продавать свой двигатель уже в 2013 г.; в пятницу состоялся успешный первый запуск самолета Boeing 747 с новым мотором. «У нас есть готовый двигатель, который уже сегодня летает, который могут заказывать клиенты, а не просто обещания на бумаге», — не преминул уколоть конкурентов президент Pratt & Whitney Стив Фингер. В гонке участвует и британская Rolls-Royce. В разработку каждая компания вкладывает более $1 млрд. GE и Rolls-Royce независимо друг от друга разрабатывают, в частности, модели с двойным рядом пропеллеров в задней части двигателя и без защитного покрытия. Они будут более шумными и менее быстрыми, однако производители утверждают, что новая технология позволит сократить потребление топлива на 24%. И Boeing, и Airbus настаивают, что новые двигатели должны потреблять не менее чем на 10% меньше топлива, чем старые. Ищут они и другие выходы. По словам Карсона, Boeing совместно с производителями двигателей занимаются разработкой альтернативного вида топлива. В частности, тестируется топливо, созданное на базе кокосового масла.