КАК РАБОТАЮТ ОТРАСЛЕВЫЕ ТАРИФНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

«Не надо быть провидцем, чтобы спрогнозировать развитие ситуации в сфере трудовых отношений в 2009 году. В условиях кризиса, когда необходимо найти баланс между интересами работников и их руководителей, важность заключения отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров трудно переоценить», - заявил заместитель председателя Комиссии по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению, заместитель Председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев 5 марта в Общественной палате РФ, открывая совещание Комиссии по теме «Роль отраслевых тарифных соглашений (ОТС) как механизма обеспечения социальных гарантий в условиях кризиса».

Настоящим «первопроходцем» в сфере социального партнерства считается машиностроительная отрасль. Здесь ОТС заключили за год до масштабного экономического кризиса.

По данным, которые озвучил председатель Профсоюза машиностроителей РФ Николай Шатохин, в отрасли удается удерживать средний уровень зарплаты около 16 тысяч рублей, а работодатели, следуя договору, минимизируют практику увольнений.

Тем не менее, Н.Шатохин отметил, что для большей эффективности в сфере соцпартнерства необходимо принятие специального закона, а нежелание руководства страны ратифицировать целый ряд конвенций Международной организации труда (МОТ) вообще вызывает недоумение.

«Даже в Таджикистане и Узбекистане, странах далеких от авангарда мирового развития, эти документы признаны»,- отметил Николай Шатохин.

Целесообразно также, по его мнению, принять закон об оплате труда, а также предусмотреть практику страхования заработной платы.

Заместитель председателя Комиссии по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению Владимир Гутенев разделил точку зрения Н.Шатохина, назвав успешный пример машиностроительной отрасли «эталонным».

Аналогичное отраслевое тарифное соглашение было заключено железнодорожниками (в состав Союза работодателей вошло 14 организаций). На «РЖД» в результате соглашения от сокращений воздерживаются «до последнего».

«Пусть иногда и со сменой места жительства, но мы стараемся предоставлять нашим работникам другое место работы внутри компании вместо того, чтобы увольнять»,- рассказал председатель Дорожной профсоюзной организации Октябрьской железной дороги Владимир Белозеров.

Ряд организаций пытаются самостоятельно выйти из сложной ситуации. Так, в Концерне «Тракторные заводы» вместо недели «простоя» вводят курсы повышения квалификации, привлекают работников к общественным работам.

Работодатели признались, что не спешат присоединяться к тарифным соглашениям внутри своих отраслей из-за 30 % размера фонда заработной платы, рекомендуемого в документе.

«Цифру надо изменить, чтобы не ставить профсоюзы и работодателей в неудобное положение»,- считает директор департамента трудовых отношений и развития персонала ОАО «Камаз» Марина Сивко.

«Обращаю ваше внимание на то, что данный пункт тарифного соглашения носит рекомендательный характер»,- среагировал на подобную точку зрения Владимир Гутенев. По его предложению при Общественной палате создадут рабочую группу по урегулированию трудовых споров.

Владимир Гутенев также особо отметил необходимость защиты прав работников малого и среднего бизнеса. «Бизнесмены зачастую прямо или косвенно противостоят созданию профсоюзов, в итоге повсеместное нарушение прав работников становится нормой», - отметил он.

Участники заседания также коснулись темы профильного технического образования. Выяснилось, что на многих предприятиях сократят в первую очередь «белых воротничков». Так, по словам советника президента Концерна «Тракторные заводы» по стратегическим кадровым вопросам Валентины Ананьевой, в их концерне предполагают провести масштабную реструктуризацию и довести количество работников основного производственного сектора до 80 % от общего состава.

«В стране прошел бум ВУЗовского образования, кажется, нам уже не нужно столько юристов, экономистов и политологов. Пришло время задуматься о восстановлении вертикали технического образования»,- заметил Владимир Гутенев. Он предложил поднять данную тему для обсуждения на одном из совместных заседаний с Комиссией по образованию и науке.

Поделиться: