20.10.2008
Кризис тянется к транспортникам. На железных дорогах и в портах снижаются темпы роста грузооборота. РБК daily 19.10.2008 Вслед за сообщениями о снижении производственной программы, замораживании проектов, расторжении сделок в реальном секторе экономики пришли новости о снижении темпов роста грузооборота на железных дорогах и в портах. И хотя о влиянии на это непосредственно экономического кризиса прямо говорит только президент «Российских железных дорог» (РЖД) Владимир Якунин, эксперты полагают, что конец года многие перевозчики встретят в лучшем случае с нулевым ростом грузооборота. Крупнейшая российская транспортная компания РЖД отмечает снижение темпов роста грузоперевозок. Так, если за первое полугодие рост составил 2,9%, а за первые восемь месяцев 2,2%, то уже в январе—сентябре темпы снизились до 1,8%. Среди причин замедления в РЖД называют экономический кризис, банкротство некоторых компаний, снижение объемов производства ряда предприятий и частичную переориентацию транспортировки нефти с железной дороги на трубопровод. При этом по таким направлениям, как перевозка цемента и лесных грузов, за первые девять месяцев и вовсе было зафиксировано серьезное снижение — на 8,4 и 13% соответственно. По данным замгендиректора «Союзцемента» Михаила Киселева, эти цифры объясняются значительным сокращением объемов выпуска продукции. Так, по итогам 2008 года ожидается, что производство составит в лучшем случае 90—92% от объемов 2007 года. Плохо чувствует себя и лесная отрасль, работа которой основана на кредитах. Проблемы с покупателями вынуждают компании снижать производство, соответственно, сокращается и грузооборот транспортников. По мнению экспертов, железнодорожники лоб в лоб столкнутся со снижением грузооборота в начале 2009 года. Сейчас им на руку играют уже заключенные экспортные контракты, которые не дадут показателям упасть ниже уровня 2007 года. Эксперт отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко отмечает, что начиная с 2009 года на фоне возможного снижения спроса на отечественное сырье со стороны зарубежных потребителей нашим производителям могут не пролонгировать экспортные контракты. Это приведет к снижению погрузки начиная с первых же месяцев 2009 года. Неутешительную динамику показывает и портовый грузооборот. По данным Ассоциации морских торговых портов, объем перевалки грузов в морских портах России за девять месяцев вырос всего на 1,6%, до 340,9 млн т. При этом операторы терминалов Северо-Западного бассейна увеличили объем переработки грузов на 3,1%, до 161,4 млн т, тогда как на юге перевалка грузов сократилась на 1,1%, до 118,24 млн т. При этом по России перевалка сухих грузов увеличилась на 6,5%, до 145,7 млн т, а наливных грузов сократилась на 1,7%, до 195,2 млн т. Как отметили в ассоциации, одной из причин снижения стало уменьшение в этом году количества введенных в строй портовых мощностей. В Минтрансе добавляют, что с июня по август рост грузооборота в портах составлял 2,3% ежемесячно, а в сентябре снизился до 1,6%. В ведомстве отмечают, что говорить о роли финансового кризиса в снижении пока рано. Сами портовики призывают к оптимизму. Так, представитель Мурманского морского торгового порта, снизившего за девять месяцев перевалку грузов на 2,2%, до 10,3 млн т, объяснил отрицательную динамику отсутствием вагонов под погрузку, отметив, что сейчас в порту, наоборот, массовое поступление вагонов. «Ситуация в экономике скажется и на нас, но пока сложно сказать, как именно. Мы допускаем небольшое падение», — отметили в порту. Спокойны за будущее и в Новороссийском морском торговом порту (НМТП), где за девять месяцев грузооборот увеличился на 2,8%. В НМТП отмечают, что стивидорный бизнес во времена экономических кризисов — тихая гавань и одна из немногих сфер экономики, где возможно приумножение капитала. Несмотря на уверения портовиков, эксперты констатируют снижение темпов развития рынка. Исполнительный директор компании «ГРАНТ-Моторс» Геннадий Амазариани, анализируя показатели портов, отмечает, что за последний месяц сократились объемы импорта. «Во многом это связано с кризисом ликвидности, многие заняли выжидательную позицию», — считает г-н Амазариани. О выжидательной позиции говорит и эксперт инвестиционно-банковской группы CIG Владимир Рожанковский, указывающий, что многие иностранные покупатели сейчас ждут снижения цен и поэтому не заключают пока контракты на следующий год. Он указывает, что в ближнесрочной перспективе снизится объем перевозок продукции металлургического и сырьевого секторов. Руководитель агентства Infranews Алексей Безбородов рассказал РБК daily, что зафрахтованный объем перевозок на зимние праздники, стандартно превышающий обычный показатель примерно на 20%, в этом году снижен на 30%. Он полагает, что в России уже нет ресурсов для дальнейшего наращивания перевозок, перспективы роста имеет только оборот контейнеров. Он отмечает, что порты, развивающиеся в двузначных цифрах, снизят темпы до однозначных, а те, кто увеличивал оборот на несколько процентов, могут уйти в минус.