На прошедшем форуме «Инженеры будущего» состоялся доклад-обсуждение на тему «Метавселенные: большой взрыв или большой провал», посвященный новому направлению в цифровых технологиях и его перспективам.

Алексей Миронов из обучающего геймдев проекта Hesoyam рассказал, что сейчас новые цифровые миры создают как крупнейшие корпорации, так и стартапы.

Многие пользователи часто путают метавселенные с обычными виртуальными мирами или компьютерными играми, но здесь всё гораздо сложнее. Метавселенная — это особое цифровое пространство, в котором создается симуляция реальной жизни, пересекающаяся и дополняющая реальный мир.

Термин «метавселенная» впервые был употреблен Нилом Стивенсоном в его научно-фантастическом романе «Лавина» в 1992 году. С тех пор концепция развивалась и сегодня метавселенные становятся частью реальности, предоставляя пользователям возможность создавать аватары, взаимодействовать с другими людьми в виртуальном пространстве, а также проводить бизнес-встречи, тренировки и другие мероприятия.

«Мы сталкиваемся с большим сопротивлением у разработчиков, пытаясь объяснить, насколько многоприменимы их навыки. Освоив разработку, можно как создавать метавселенные, так и заниматься инженерными разработками или уйти в геймдев. Самое классное, что сейчас происходит - это смешение всех этих областей, это открывает огромные возможности для самих специалистов», - рассказал сооснователь Hesoyam Сергей Пурыскин.

Метавселенные находят применение в различных областях:

  • Бизнес: Проведение совещаний и презентаций, торговля объектами метавселенной и инвестиции;
  • Маркетинг: Размещение рекламы, открытие виртуальных магазинов и создание цифровых инфлюенсеров;
  • Развлечения и обучение: Встречи с друзьями, просмотр фильмов, обучение с помощью симуляций исторических событий.

Алексей отметил несколько популярных метавселенных:

  1. Horizon Worlds — многопользовательский сервис от компании Meta.
  2. Decentraland — метавселенная-песочница с открытым миром.
  3. Arcona — вселенная X-Reality, соединяющая реальный и виртуальный миры.
  4. Highrise — метавселенная для торговли NFT.
  5. CEEK City — виртуальная адаптация реального мира для взаимодействия с поклонниками знаменитостей.

Российские компании также активно развивают свои метавселенные: Ростелеком разрабатывает национальную метавселенную, а МТС инвестирует в создание собственной метавселенной. Мир культуры тоже не проходит мимо тренда. Так, Эрмитаж создал виртуальную выставку с NFT-работами и планирует создать цифровую копию музея.

Метавселенные имеют большой потенциал для развития как в России, так и в мире. Появляются новые проекты, расширяющие возможности метавселенных, включая виртуальные университеты и цифровые магазины.