В Госдуме состоялось совместное заседание Экспертного совета по ракетно-космической отрасли при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и комитета по космической деятельности и развитию ракетно-космической промышленности Союза машиностроителей России. В обсуждении приняли участие руководители ведущих ракетно-космических предприятий, депутаты Государственной Думы, а также представители профильных научных институтов.
Необходимость диверсификации ОПК и высокотехнологических отраслей промышленности в своём выступлении отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенёв «Это комплексная задача, которую нам поставил Президент России Владимир Путин, и мы уже сейчас активно над ней работаем – в составе профильных комитетов СоюзМаш и Экспертных советов в Думе. Для нас важно изменить систему ценообразования по ГОЗу, выработать систему мер поддержки отрасли».
В рамках заседания экспертного совета с докладом о состоянии ракетно-космической отрасли выступил Генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос», Председатель профильного Комитета СоюзМаш Игорь Комаров. Он рассказал о том, что Наблюдательный совет «Роскосмоса» одобрил программу развития госкорпорации до 2030 года, и она уже принята к исполнению.
Также госкорпорация готовит поправки в законодательство о районах падения ступеней ракет-носителей. В данный момент пусковая программа находится на грани невыполнения из-за непонимания рядом регионов положений действующих норм, отметил Комаров.
Изменения коснутся и законодательства о лицензировании космической деятельности. В данный момент лицензии выдаёт «Роскосмос», хотя госкорпорация не наделена такими полномочиями. В связи с этим статус компании может быть урегулирован.
Председатель Экспертного совета по ракетно-космической промышленности, депутат Госдумы Денис Кравченко подчеркнул, что еще несколько лет назад ракетно-космическая отрасль страны находилась в системном кризисе, который характеризовался «высокой закредитованностью, недозагруженностью, переразмеренностью предприятий». Денис Кравченко обратил внимание на то, что Государственная корпорация «Роскосмос», Объединенная ракетно-космическая корпорация провели большую работу по выводу отрасли из кризиса.
«Важней задачей для ракетно-космической промышленности является наращивание коммерческих заказов, увеличение доли присутствия на различных рынках. В этой связи важным направлением работы нашего Экспертного совета на ближайший период станут вопросы законодательного обеспечения коммерциализации космической деятельности. Необходимо будет совместно разработать механизмы увеличения объемов экспорта космической продукции и услуг, создания новых бизнесов в космической отрасли, в том числе и с привлечением частных партнеров» – сказал депутат, выделяя ключевые приоритеты работы Экспертного совета.
Он отметил, что на первом этапе необходимо актуализировать нормативно-правовую базу использования результатов космической деятельности, снять барьеры для отечественных конкурентоспособных коммерческих продуктов и услуг на основе данных ДЗЗ. Это тот сектор, который может развиваться с опорой на внутренний рынок – это, собственно говоря, важнейшее преимущество нашей большой страны».
В дискуссии также приняли участие руководители крупнейших ракетно-космических предприятий, ведущие эксперты отрасли и депутаты Госдумы.
Напомним, Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.