27.07.2010
Налоги не одолели докризисной планки. // Инфляцию для ФНС компенсируют лишь перечисления физлиц. Газета «Коммерсантъ» № 134 (4434) от 27.07.2010 По обнародованным данным Федеральной налоговой службы (ФНС), поступления налогов в консолидированный бюджет РФ в январе—июне 2010 года выросли на 30% в сравнении с таким же периодом 2009 года. В сопоставлении с первым полугодием 2008 года сборам не хватает до докризисного уровня 7%. По данным ФНС, в январе—июне 2010 года в консолидированный бюджет РФ от налоговой службы поступило 3,74 трлн руб. Это на 30% больше, чем за первые шесть месяцев 2009 года. Прирост налогов сразу почти на треть выглядит впечатляющим результатом, если не учитывать особенности статистики ФНС. Как уже отмечал "Ъ", налоговики для "объективности" исключают из своих прошлогодних показателей сборы единого социального налога, отсутствующие в этом году (заметим, когда налоговая база неоднократно менялась в сторону увеличения, подобной коррекции не было). Без этого реальный рост поступлений в консолидированный бюджет, по итогам полугодия 2010 года, не превышает 20%. Кроме того, сборы ФНС сопоставляются с первой половиной 2009 года, когда из-за кризиса бюджетные поступления находились на минимальных значениях. Сравнение же с первой половиной 2008 года (напомним, кризис "обрушил" налоговые сборы начиная с ноября 2008 года) дает совсем иной результат — тогда в консолидированный бюджет было собрано 4 трлн руб., и это на 7% больше, чем сейчас, в январе—июне 2010 года. С учетом же двузначной инфляции за эти два года говорить о восстановлении докризисных показателей пока не приходится. В основном (на 82%) налоговые доходы консолидированного бюджета РФ в январе—июне 2010 года сложились за счет четырех "больших" налогов: на прибыль (935 млрд руб.), на доходы физических лиц (794 млрд руб.), НДПИ (677 млрд руб.) и НДС (647 млрд руб.). Сборы налога на прибыль на 48% выше, чем за первые шесть месяцев 2009 года, однако заметно ниже, чем за такой же период 2008 года (тогда было 1,23 трлн руб.). Причины: с одной стороны, сокращение ставки налога с 24% до 20% с 1 января 2009 года, с другой — эффект низкой базы. Ниже, чем в начале 2009 года, прибылям компаний в 2010 году падать было некуда. Со сборами НДПИ примерно та же картина, что и с налогом на прибыль — рост на 64% в сравнении с первой половиной 2009 года и уменьшение на 21% в сопоставлении с январем—июнем 2008 года. Очевидная причина таких колебаний — цены на нефть, которые заметно выросли в сравнении с 2009 годом, но еще далеки от пиковых позапрошлогодних значений. Менее волатильны сборы НДС. 647 млрд руб. за январь—июнь 2010 года это на 17% больше, чем за такой же период 2009 года. Сравнение с первым полугодием 2008 года будет некорректным, поскольку тогда налог уплачивался не ежемесячно, а раз в квартал, то есть по итогам полугодия он вносился в бюджет в июле. Однако известно, что за январь—июль 2008-го размер сборов НДС составил 843 млрд. руб., то есть по 120 млрд руб. в месяц против нынешних 108 млрд руб. в месяц. Это значит, что сборы НДС также пока не дотягивают до докризисных показателей. Единственный крупный налог, который ведет себя иначе, чем перечисленная "тройка",— подоходный. Его сборы фактически заморожены. Его едва заметный рост (7% за январь—июнь 2010-го в сравнении с таким же периодом 2009 года) всего лишь укладывается в рамки инфляции. Примерно так же сборы налога на доходы выросли и по отношению к первой половине 2008 года.