18.07.2008
Не продали, но зажгли. Российские компании решили не заключать контракты на Фарнборо. РБК daily, 18.07.2008 Завершающийся авиасалон Farnborough International 2008 не принес больших сюрпризов. Две крупнейшие мировые авиастроительные компании собрали заказов почти на 400 самолетов стоимостью около 60 млрд долл. На их фоне успехи отечественного авиапрома выглядят куда скромнее: «Гражданские самолеты Сухого» и Объединенная авиастроительная корпорация заключили предварительные соглашения общей стоимостью более чем в 2,5 млрд долл. Авиационный салон Farnborough International проводится каждые два года в пригороде Лондона. В этом году в нем приняли участие 1500 компаний, 60 из которых российские. Впрочем, несмотря на столь внушительное количество участников, главными действующими лицами авиасалона выступили два гиганта мировой авиаиндустрии — Airbus и Boeing. Несмотря на мировой финансовый кризис, рост цен на авиатопливо, авиастроители пока не испытывают недостатка в заказах. Так, компания Airbus за время проведения авиасалона заключила контракты на 256 лайнеров почти на 40 млрд долл. «Мы довольны этим салоном, он стал первым по количеству заказов за всю историю. Фарнборо-2006 принес нам 180 заказов», — отмечает директор по продажам Airbus Джон Лихи. В частности, наибольшей популярностью пользовались лайнеры А320 (128 штук) и A350 (98). Крупнейшими заказчиками стали лизинговая компания Dubai Aerospace Enterprise (купила 100 самолетов), арабская авиакомпания Etihad (55 лайнеров, среди которых 10 А380). Результаты Boeing оказались скромнее. Так, во время авиасалона компания продала 152 самолета на общую сумму 17,25 млрд долл. Среди крупнейших заказчиков Boeing находятся Etihad Airways (Саудовская Аравия), купившая 35 Boeing 787-9 Dreamliner и 10 Boeing 777-300ER за 9,4 млрд долл., и авиакомпания FlyDubai из ОАЭ — 50 лайнеров Boeing 737 Next-Generation за 3,74 млрд долл. «Политика компании — не придерживать заказы для объявления на авиашоу. Результат производителя должен оцениваться по количеству твердых заказов и поставок за год», — говорит РБК daily директор по связям с общественностью Boeing в России и СНГ Дмитрий Хрол. Отечественный авиапром пока не может тягаться с мировыми лидерами по объему заказов, но и для российских авиакомпаний итоги Фарнборо-2008 достаточно успешны. Главным героем можно признать компанию «Гражданские самолеты Сухого»: на авиашоу она заключила предварительные соглашения на поставку самолетов SuperJet на сумму свыше 1 млрд долл. В общей сложности компания договорилась о поставке 49 самолетов, а также об опционе еще на 16 лайнеров. При этом заказчиком 20 самолетов, по неофициальным данным, стала компания Iceland Air, а пять лайнеров собирается приобрести швейцарская лизинговая компания AMA. ИФК и ОАК подписали предварительное соглашение на поставку 31 самолета Ту-204 с опционом еще на 30 самолетов. По словам гендиректора ИФК Александра Рубцова, стоимость соглашения оценивается в 1,5 млрд долл. Согласно подписанному документу, ОАК планирует превратить опцион в твердый контракт в 2010—2012 годах. Однако двум другим российским компаниям все же удалось подписать твердые контракты. Так, AFC, учредителями которой являются EADS, Airbus, ОАК и «Иркут», подписала контракт на конвертацию 30 пассажирских лайнеров А320/А321 в грузовые. «Аэрофлот» подписал твердый контракт на поставку пяти А321 каталожной стоимостью 76,9 млн долл. каждый. В соответствии с подписанным контрактом компания будет получать суда с августа по декабрь 2013 года. Между тем помимо контрактов авиасалон практически не был отмечен какими-либо новинками авиаиндустрии. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак отмечает, что Фарнборо становится не демонстрационным салоном, а смещается в сторону интеллектуального общения. «Принципиально нового ничего нет. Это смещение от чисто технической выставки в сторону экономической и экологической», — говорит он. В то же время, уверен он, сейчас вряд ли стоит ждать каких-то серьезных прорывов в авиастроении. «Происходит новый технологический рывок, связанный не с увеличением дальности полета и скорости, а с эффективностью воздушных судов и их экологичностью. Наступление «зеленых» на авиацию сейчас настолько большое, что волей-неволей это влияет на все новинки салонов», — резюмирует г-н Рыбак.