26 октября в Государственной Думе состоялось совместное заседание Экспертного совета Комитета ГД по промышленности и торговле по науке и подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности и Комитета по развитию фундаментальной науки и подготовки кадров Союза машиностроителей России на тему «Совершенствование системы высшего образования в интересах предприятий ОПК». Участниками заседания стали председатель Комитета ГД по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв, председатель Экспертного совета, член Бюро СоюзМаш, ректор Московского авиационного института Михаил Погосян, представители вузов, реализующих пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования, и отраслевых корпораций.

— Для того чтобы достичь тех задач, которые поставил наш Президент, одних финансовых ресурсов недостаточно. Необходимо найти новые выверенные шаги для кадрового обеспечения как предприятий оборонно-промышленного комплекса, так и предприятий высокотехнологичной промышленности, — подчеркнул Владимир Гутенёв важность темы заседания.

Как отметил во вступительном слове Михаил Погосян, по оценке специалистов, экономике Российской Федерации до 2030 года необходимо 2,3 миллиона новых кадров.

— Это комплексная задача, решение которой зависит от тесного взаимодействия между индустрией и системой образования, а также от различного рода проектов, которые сегодня реализуются Правительством Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования, — сказал Михаил Погосян.

На заседании ректор МАИ представил первые итоги реализации в университете пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования, который был запущен в этом году указом Президента России.

— Выпускники вузов сегодня должны уметь сами формулировать проблему, составлять техническое задание и управлять инновационными проектами. Вот главная мысль, которую мы закладываем в рамках реализации проекта по совершенствованию системы высшего образования. Сегодня продуктом становится не летательный аппарат или ракетный комплекс, а жизненный цикл изделия. И нужно, чтобы проектировался весь жизненный цикл: чтобы специалисты уже на этапе проектирования оценивали стоимость, эксплуатационные возможности, создавали систему сервиса. В этом направлении мы и планируем реализовывать наши образовательные программы, — подчеркнул Михаил Погосян.

По словам ректора МАИ, важным шагом для университета стал переход к модульной структуре программ высшего образования, состоящей из пяти универсальных и четырех профессиональных модулей, которые, начиная с первого курса, позволяют студенту видеть свою будущую траекторию.

Также на заседании выступил врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Алексей Левченко. Он рассказал о введении новой методики определения контрольных цифр приёма, при которой в этом процессе активно участвуют субъекты РФ, формирующие предложения по кадровым потребностям.

Левченко отметил, что заседание Экспертного совета призвано укрепить тесное взаимодействие вуза с работодателем, чтобы в нужном объеме выполнять госплан подготовки кадров для ОПК в современных изменяющихся социально-экономических условиях и оперативно отвечать на возникающие кадровые потребности. Кроме того, Левченко рассказал о дополнительном наборе ещё 10 Передовых инженерных школ с 2024 года.

— Передовые инженерные школы себя оправдывают. В рамках проекта осуществляется широкий спектр и научных разработок, и прикладных исследований, и, самое главное, — подготовка передовых инженеров, которые будут решать перспективные задачи, — сказал Левченко.

Выступление Директора по управлению персоналом Государственной корпорации «Ростех» Юлии Цветковой было посвящено тому, как строится опережающая подготовка кадров в интересах госкорпорации в контексте реформы высшего образования. Цветкова подчеркнула, что МАИ — это ключевой партнер Ростеха, в сотрудничестве с которым в 2020 году был запущен пилотный профессиональный образовательный трек «Крылья Ростеха».

Далее выступила ректор МИСиС Алевтина Черникова. Для МИСиС участие в пилотном проекте по реформе высшего образования стало новым шагом в развитии образовательной модели. Университет делает упор на усилении роли работодателя при разработке, реализации и оценке образовательной программы. Черникова отметила, что университет уделяет внимание персонификации образования через цифровизацию и системную работу с бизнес-партнерами.

Следующим докладчиком был заместитель генерального директора по науке АО «ИСС» Кирилл Охоткин. Он рассказал о проектно-ориентированной подготовке кадров непосредственно на проектах, которые сейчас реализуется в отрасли. Это позволит минимизировать время, необходимое молодым специалистам на адаптацию.

Директор Передовой инженерной школы «Моторы будущего» Вячеслав Вавилов поделился опытом перестройки обычной вузовской структуры в корпоративную, чтобы эффективнее работать с индустрией и понимать ее потребности. Так, в «Моторах будущего» введены должности замдиректора по качеству, замдиректора по производству, по НИОКРу и даже отдел сертификации авиационной техники. Фактически ПИШ копирует все бизнес-процессы предприятия.

Слово на заседании Экспертного совета дали и молодым специалистам — Никите Родину, инженеру АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» и Александру Спирину, начальнику управления социальных и молодежных проектов (программ) АО «ПО «Завод имени Серго». Оба специалиста — победители личного рейтинга Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего».

Фотографии