26.07.2010
Госкомпании вносят в доходную часть бюджета. // Правительство обсудит предложение Минфина закрыть дефицит приватизацией. Газета «Коммерсантъ» № 133/П (4433) от 26.07.2010 Комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрит предложения Минфина о включении в проект доходов бюджета на 2011-2013 годы средств от приватизации неконтрольных пакетов десяти крупнейших госкомпаний, в том числе "Роснефти", Сбербанка, "Транснефти", РЖД, ВТБ. Оценки Минфина возможных доходов от "большой" приватизации в 2011 году — 296 млрд руб., за три года — 886,5 млрд руб. Наиболее реалистичными кандидатами на продажу в 2011 году выглядят "Роснефть" и Сбербанк, для которых возможно вторичное размещение акций, и "Транснефть", IPO которой добиваются ее частные совладельцы. Минфин сформулировал собственные предложения по приватизации в рамках подготовки бюджета на 2011-2013 годы, сообщили "Ъ" вчера источники в министерстве. Согласно этим данным, 27 июля предложения могут быть обсуждены на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам (ее возглавляет премьер-министр), 29 июля — на совещании по проекту трехлетнего бюджета у Владимира Путина и, возможно, на заседании правительства. Reuters в минувшую субботу опубликовало данные о списке активов, предлагаемых Минфином к приватизации на 2011-2013 годы, в Минфине и правительстве РФ неофициально подтвердили "Ъ", что в Белом доме на этой неделе будет обсуждаться именно этот список. Список превосходит самые оптимистичные ожидания: в рамках трехлетнего бюджета государство готово продать до 2013 года (см. таблицу) субблокирующие пакеты акций "Роснефти" и ВТБ, блокпакеты "Роснефти", РЖД, неконтрольные пакеты акций Агентства по ипотечным жилищным кредитам (АИЖК) и Россельхозбанка. Минфин рассчитывает на получение в рамках новой программы приватизации на 2011-2013 годы 883,5 млрд руб., или около $29 млрд. Из них на 2011 год предполагается получить 298 млрд руб., в 2012 году сумма снизится до 279,1 млрд руб., в 2012 году возрастет до 309,4 млрд руб. Напомним, в рамках трехлетнего бюджета на 2011-2013 годы будут детально расписаны лишь госрасходы и госдоходы на 2011 год, тогда как программа приватизации (на текущий год она утверждена Белым домом в ноябре 2009 года) с 2008 года не указывает, в каком именно году предполагается приватизировать конкретный актив. Тем не менее как минимум по отношению к 298 млрд руб. доходов от приватизации ясность в отношении того, что именно предлагается приватизировать в 2011 году, должна наступить именно на этой неделе. Илья Трунин, глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина, пояснял, что комиссия по бюджетным проектировкам должна утвердить основные направления бюджетной политики на 2011-2013 годы. 27 июля в Белом доме конкретные приватизационные идеи Минфина на 2011 год будут обсуждать вместе с другими предложениями ведомства на 2011-2013 годы, в первую очередь с повышением налогов на этот период совокупно на 1,1 трлн руб. (см. "Ъ" от 22 июля). Совокупно открытие "большой" приватизации в 2011 году и рост налогового бремени дают порядка 2 трлн руб. дополнительных доходов бюджета и сокращение дефицита бюджета от текущих проектировок на 1,2-1,3% ВВП в год. Напомним, идея массовой приватизации в 2010-2013 годах появляется в Белом доме не впервые; так, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о возможном уменьшении госпакета акций в "Роснефти" еще в сентябре 2009 года, и заявлений о невозможности сокращения пакета от других высокопоставленных представителей Белого дома не последовало. Поручение рассмотреть возможность резкого расширения списка приватизации на текущие годы президент Дмитрий Медведев давал правительству в феврале 2010 года, судя по всему, предложения Минфина — выполнение этого поручения. По данным "Ъ", в мае—июне 2010 года правительство обсуждало и более широкий список приватизации: финансовому ведомству было поручено не столько составить список конкретных активов на продажу, сколько оценить по максимуму список пакетов акций, с которыми государство может расстаться без ущерба для себя. Тем не менее внесение суммы 298 млрд руб. в проектировки бюджета на 2011 год потребует от государства решить, что оно будет продавать, уже сейчас. Наименее вероятно, что 2011 год станет годом приватизации РЖД, АИЖК, "Русгидро" и Россельхозбанка: компании продолжают реструктуризационные процедуры, которые до завершения снижают цену актива и делают невозможной быструю приватизационную упаковку. В отношении РЖД более вероятна приватизация к 2013 году, а возможно, и позже: против поспешной продажи компании выступают и само ОАО РЖД, и Минэкономики. Частичная приватизация АИЖК потребует внесения масштабных правок в законодательство. Продажа ВТБ именно в 2011 году спорна, говорит "Ъ" источник в правительстве: текущая ситуация в банковском секторе и в самом банке будет выгодна лишь в случае с продажей бумаг стратегическому инвестору. Напротив, в случае с "Совкомфлотом" продажа в 2011 году весьма вероятна, речь идет о переносе приватизации с 2010 на 2011 год; напомним, АО было внесено в действующий прогнозный план приватизации, предполагалось на IPO продать около 20% акций. "Транснефть" традиционно сопротивлялась приватизации. Тем не менее ее лоббируют частные акционеры, в апреле 2010 года они (в том числе фонды Prosperity Capital и Vostok Nafta) обратились в Минфин с предложением провести IPO. Впрочем, по данным "Ъ", "Транснефть" предлагала не IPO, а допэмиссию с выкупом части ее государством. Из "списка десяти" наиболее вероятными к продаже в 2011 году выглядят "Роснефть" и Сбербанк; в случае этих компаний речь пойдет не об IPO, а о дополнительном размещении акций. Продажа Сбербанка исходя из текущих котировок и прогнозного пакета позволит выручить порядка 150-170 млрд руб. Пакет "Роснефти" к приватизации стоит более половины выставляемых активов, порядка 500 млрд руб., что показывает вероятность продажи акций несколькими траншами. Впрочем, очевидно, что сумма 886,5 млрд руб. за "десятку Минфина" занижена в четыре-пять раз: полная продажа всех активов списка, очевидно, решила бы проблему с бюджетным дефицитом до 2013 года и позволила бы частично восстановить резервный фонд. При этом неустойчивость размеров бюджетного дефицита, зависящего в основном от цен на нефть, делает более вероятным откладывание конкретных вопросов о сроках "большой" приватизации на 2011-2012 год.