25.04.2008
Правительственная комиссия по развитию промышленности рассмотрит меры по поддержке отечественного автопрома, разработанные Объединением автопроизводителей России. ОАР предлагает облегчить возврат НДС при экспорте продукции, уменьшить транспортный налог на экологичные автомобили. Кроме того, отечественные автопроизводители призывают стимулировать развитие крупных производств, для чего предлагается предоставлять ряд дополнительных льгот тем предприятиям, которые готовы производить не менее 200 тыс. автомобилей в год при уровне локализации более 60%. ОАР разработало проект стратегии развития автомобильной промышленности на 2008—2020 годы, нацеленной на преодоление технологического отставания и развитие экспорта. «Мы предлагаем комплекс первоочередных мер на ближайшие два года. После их обсуждения комиссией мы будем готовить изменения в законодательство», — пояснил РБК daily исполнительный директор ОАР Игорь Коровкин. ОАР предлагает упростить процедуру возврата НДС при экспортных поставках. «Сегодня это очень сложно сделать, чаще всего это приходится делать через арбитражный суд. Это очень актуально для КамАЗа, который до 20% техники продает на экспорт, и для АвтоВАЗа — у него это 15—20%», — говорит г-н Коровкин. Актуальность возмещения экспортного НДС подтвердили РБК daily и в пресс-службе КамАЗа. Как считают в ОАР, новые заводы зарубежных автопроизводителей «создают иллюзию благополучия», но при этом не стимулируют появление компонентных производств. Для развития производства необходима локализация не менее 70%, и она может быть экономически эффективна только при увеличении масштабов производства и ограничении количества платформ. Поэтому в ОАР считают необходимым ввести минимальные требования для автопроизводств, желающих получить поддержку: минимальная мощность — 200 тыс. автомобилей в год, уровень локализации — более 60%, объем инвестиций — не менее 250 млн долл. Для таких производств ОАР предлагает предоставлять госгарантии по кредитам, взятым на развитие импортозамещающих и экспортно-ориентированных производств, частично возмещать проценты по лизинговым платежам за оборудование и предоставлять госгарантии на кредиты для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Кроме того, ОАР предлагает обеспечить мягкий переход от Евро-3 к Евро-4, введение которого запланировано на январь 2010 года. По словам Игоря Коровкина, Евро-4 предполагает использование мочевины, однако до сих пор в России нет производителей этого продукта, а на АЗС нет инфраструктуры для ее продажи. Как считает г-н Коровкин, предприятия, внедряющие новые технологии, не получают компенсации затрат. При этом срок введения стандартов (два года) слишком короткий, чтобы амортизировать оборудование. Поэтому ОАР предлагает исключить капитальные вложения и затраты на НИОКР из налогооблагаемой базы предприятий. Также ОАР предлагает понизить акцизы на более экологичное топливо. «Сегодня размер акциза зависит от октанового числа, а не от содержания серы и сажи», — пояснил он. Также ОАР предлагает внести изменения в Налоговый кодекс, повышающие ставки транспортного налога для автомобилей более низких экологических классов. Между тем сегодня введение экологических стандартов играет на руку скорее зарубежным производителям автомобилей и компонентов. Как уже признавались РБК daily представители Bosch, введение Евро-3 серьезно увеличило портфель заказов компании. Кроме того, по словам руководителя продаж автомобильных двигателей Cummins в России Эдуарда Анишкина, введение Евро-3 сокращает ценовой разрыв между отечественными и импортными двигателями. Источник: РБК daily