Предложения по развитию экспорта услуг российской системы образования к заседанию Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу обеспечения промышленности квалифицированными инженерно-техническими кадрами

В контексте реализуемой стратегии развития конкурентоспособной российской экономики с существенной инновационной составляющей немаловажное значение приобретает задача совершенствования системы подготовки национальных кадров для зарубежных стран.

Актуальность задачи определяется кардинальным возрастанием роли образования в экономическом и социальном прогрессе как отдельных стран, так и человеческой цивилизации в целом. Качество образования становится решающим фактором обеспечения национальной конкурентоспособности в глобальном мире, прежде всего в экономической сфере. При этом особое значение приобретает подготовка кадров по инженерно-техническим специальностям.

Лидерство того или иного государства в мировой системе образования превращается в один из наиболее эффективных инструментов влияния на международные события и, как следствие, обеспечения своих геополитических и социально-экономических интересов. Помимо очевидных политических дивидендов обучение зарубежных студентов является весьма прибыльной индустрией.

По данным ЮНЕСКО экспортом образовательных услуг занимается 129 стран, при этом объем мирового рынка составляет более 90 миллиардов долларов. Доля России на нем составляет всего около 2% (8 место), тогда как доля лидирующих США – 20% (за счет иностранных студентов американская экономика получает ежегодно от 12 до 14 миллиардов долларов – это третья статья в экспорте услуг).

Причины отставания России очевидны – ее образовательная система не в полной мере отвечает тем требованиям, которыми руководствуются иностранные студенты, выбирая место обучения: язык обучения; авторитет страны; репутация вузов, стоимость и условия учебы и проживания; личная безопасность; сопоставимость квалификационных требований.

Характерно, что молодежь динамично развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки предпочитает обучаться по техническим и инженерным специальностям, изучать естествознание и точные науки в России, а математику, информатику и вычислительную технику в университетах США.

Вместе с тем, российская система образования, несмотря на трудности переходного периода, сохранила существенный потенциал, позволяющий России занимать достойное место в конкуренции на мировом рынке экспорта образовательных услуг. К ее преимуществам можно отнести: высокое качество и доступность образования; широкий спектр предоставляемых образовательных услуг; мощный интеллектуальный ресурс; высокий научно-педагогический потенциал. Помимо этого остается высоким авторитет физической, математической и инженерной школ, дающих качественное фундаментальное и прикладное образование.

В целях эффективной реализации имеющегося потенциала российской образовательной системы представляется целесообразным, в ходе разработки программы обучения иностранных студентов по инженерно-технологическим направлениям, учесть следующие предложения:

1. Работу по развитию экспорта услуг российской системы образования направить на расширение объемов подготовки иностранных студентов до уровня стран, лидирующих в этой сфере. При этом приоритетное значение отдавать привлечению молодежи из стран СНГ и БРИКС.

2. Совершенствование программ и методик обучения зарубежных студентов по инженерно-техническим специальностям, в том числе военно-техническим, нацелить на формирование у них позитивного отношения к России, к ее культуре, традициям и ценностям, на усвоение российских технологий, как гражданского, так и военного применения, в интересах того, чтобы специалисты, становясь их носителями, способствовали затем развитию международной кооперации и продвижению российской продукции на внешние рынки.

3. Предусмотреть соответствующие государственные дотации техническим вузам, осуществляющим подготовку зарубежных студентов, которые они могли бы направлять на совершенствование материально-технической базы, приобретение современной техники, развитие лабораторий и исследовательской инфраструктуры и улучшение условий проживания студентов, приобретение и издание литературы на иностранных языках, издание рекламных и информационных материалов.

4. В качестве приоритетной выделить задачу перехода на осуществление возможности выбора языка обучения. При этом обеспечить качественную подготовку студентов наряду с русским языком на основных европейских языках и, в первую очередь, на английском языке. Для этого использовать возможности межвузовской кооперации, иностранных учебных заведений, филиалов отечественных вузов за рубежом, русскоязычной диаспоры. Участие зарубежных ученых в организации новых форм обучения возможно как в виде чтения лекций на курсах повышения квалификации и переподготовки преподавателей, так и в качестве членов экзаменационных комиссий вузов, а также квалификационной комиссии.

5. Активизировать рекламную кампанию по привлечению зарубежной молодежи в российские технические вузы с использованием возможностей российских посольств и зарубежные консульств (в городе по месту нахождения вуза), министерств образования зарубежных стран, комитеты ЮНЕСКО и филиалов российских вузов за рубежом, а также через Интернет.

6. Расширить экспорт образовательных услуг, оказываемых с помощью дистанционных технологий, в том числе за счет развития краткосрочных, обменных программ, программ с преподаванием учебных дисциплин на иностранных языках, на основе индивидуальных учебных планов.

7. С использованием возможностей государства, прежде всего, объектов внешнеэкономического сотрудничества активизировать работу по признанию документов об образовании Российской Федерации в зарубежных странах на двусторонней и многосторонней основе для их нострификации и легализации.

8. Предусмотреть возможность частичной компенсации за счет государственного бюджета затрат предприятий высокотехнологичного сектора (в т.ч. ОПК), отправляющих своих специалистов на стажировку (обучение) в ведущие зарубежные компании, в размере до 50%.

Поделиться: