6 апреля 2021 года в Государственной Думе в смешанном формате (очно и посредством видеоконференцсвязи) состоялось заседание подкомиссии «Нормативное регулирование промышленности и совершенствование системы закупок» комиссии Государственного совета РФ по направлению «Промышленность» при поддержке Комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций ОПК Российской Федерации.

Участники заседания обсудили потребности предприятий промышленного сектора в изменениях нормативно-правовой базы с целью стимулирования промышленного развития.

В мероприятии приняли участие Владимир Гутенев, председатель подкомиссии «Нормативное регулирование промышленности и совершенствование системы закупок», председатель Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ; Дмитрий Шугаев, председатель Экспертного совета по военно-техническому сотрудничеству, вице-президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству; Сергей Жигарев, член подкомиссии, председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству ГД РФ; Антон Гетта, член подкомиссии, заместитель председателя Комитета по финансовому рынку ГД РФ, координатор Бюро расследований Общероссийского народного фронта; Татьяна Демидова, директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ, представители министерств и ведомств, региональной исполнительной власти, госструктур, промышленных предприятий и банков.

В формате видеоконференцсвязи в заседании приняли участие представители шести регионов: Тульской, Самарской, Ростовской, Воронежской, Калининградской и Новосибирской областей.

В начале встречи Владимир Гутенев отметил, что за период деятельности подкомиссии, с июня 2019 года, проведено 9 заседаний, в том числе три выездных. Ряд заседаний состоялся совместно с другими подкомиссиями - «ОПК и диверсификация», «Инновационная политика и развитие новых технологий», «Региональная промышленная политика».

«В рамках работы подкомиссии в постоянном режиме идет выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в интересах российской промышленности. В Правительство Российской Федерации сформировано и направлено свыше 10 законопроектов», - подчеркнул Владимир Гутенев.

Отдельное внимание на заседании было уделено результатам проработки вопросов протокола заседания подкомиссии от 25 декабря 2020 года «Об итогах деятельности рабочей группы по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере поддержки высокотехнологичных отраслей и государственных закупок». По словам Владимира Гутенева, на отзыв в Правительство РФ направлены три законопроекта. Речь идет о внесении изменений в 223-ФЗ в части, касающейся реестра недобросовестных поставщиков, а также квалификационных требований к участникам закупок, и о дополнении 488-ФЗ «О промышленной политике» понятием «грант». В марте 2021 года эксперты подкомиссии также проанализировали предложения по внесению изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ.

18 января 2021 года, по результатам обсуждения на заседании подкомиссии, в Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» в части уточнения условий указания идентификатора государственного контракта. Как отметил Владимир Гутенев, законопроект был подготовлен в связи с многочисленными обращениями предприятий промышленности по результатам правоприменительной практики закона «О государственной оборонном заказе» после обсуждения в рамках профильных экспертных советов при Союзе машиностроителей России. Разъяснение Центрального банка, которым он обязал уполномоченные банки принимать к исполнению платежные документы на оплату накладных расходов только при указании идентификатора госконтракта, на практике привело к существенному росту расходов предприятий на администрирование системы финансового мониторинга средств гособоронзаказа, а зачастую и к невозможности оплачивать общехозяйственные и общепроизводственные расходы с отдельных счетов из-за отсутствия у предприятий возможности технически и юридически корректно разнести такие расходы на конкретные контракты. «Особенно это актуально для предприятий, которые одновременно реализуют сотни контрактов в сфере гособоронзаказа. Согласно законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» исполнителям гособоронзаказа не понадобится указывать идентификатор госконтракта при распоряжении средствами с отдельных счетов в уполномоченном банке», - подчеркнул председатель подкомиссии.

17 марта в первом чтении законопроект был единогласно одобрен всеми фракциями ГД. Владимир Гутенев выразил надежду, что в ближайшую неделю законопроект, который с нетерпением ждут и предприятия ОПК, и банки, обслуживающие гособоронзаказ, будет принят во втором и третьем чтениях.

В свою очередь, Дмитрий Шугаев высоко оценил деятельность депутатов ГД – членов Комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ, которые работают над дальнейшим улучшением российского законодательства в области военно-технического сотрудничества (ВТС). По его словам, в 2020 году, благодаря принятым мерам по борьбе с коронавирусом, организации ОПК смогли продолжить работу в плановом режиме. Это позволило выполнить все обязательства по контрактам с зарубежными партнерами в рамках ВТС. В результате проделанной работы, по итогам 2020 года, российский экспортный портфель продолжает оставаться на уровне 50-55 млрд долларов и держится в этом диапазоне последние 10 лет. «В 2020 году в рамках правового обеспечения развития предприятий ОПК по линии ВТС был подготовлен и издан указ Президента РФ, расширяющий права субъектов военно-технического сотрудничества в части создания совместных с иностранными заказчиками предприятий, которые будут выпускать запасные части, комплектующие, необходимые для сервисного обслуживания ранее поставленной техники. Это касается как управляющих компаний, так и организаций – разработчиков, производителей продукции военного назначения», - подчеркнул Дмитрий Шугаев.

Участники заседания также рассмотрели вопросы комплексного анализа проблем высокотехнологичных предприятий на основе инициатив субъектов РФ и предложения промышленных предприятий по корректировке нормативно-правовой базы для обеспечения их технологического развития.

С начала этого года по запросу секретариата комиссии Госсовета по направлению «Промышленность» была проведена большая работа по оценке предложений субъектов РФ, касающихся проблематики промышленных предприятий. В итоге получено свыше 100 комментариев от более чем 20 членов подкомиссии.

В ходе заседания были обозначены следующие общие принципы при подготовке предложений по изменениям законодательства, которые необходимо учитывать авторам инициатив при их формировании, - неоднократность (системность) проблемы, общественная приемлемость, соответствие стратегии развития страны, наличие экономического эффекта, отсутствие частной (отраслевой) специфики и конкретика предложения. Такие подходы при формировании инициатив обеспечат высокую вероятность их принятия, как экспертами, так и федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, по словам Владимира Гутенева, важно исключить так называемую «веерную» рассылку, когда одни и те же вопросы, на которые уже получены аргументированные ответы, продолжают рассматриваться на других экспертных площадках.

На встрече было также отмечено, что результаты работы экспертного сообщества над совершенствованием нормативно-правовой базы для повышения эффективности взаимодействия предприятий и их промышленного развития будут учтены при разработке направления «Новый облик промышленности» Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года.

Фотографии

Поделиться: