8 сентября 2011 г. в рамках III Международного салона железнодорожной техники и технологий «ЭКСПО 1520» в г.Щербинке состоялось расширенное заседание Комитета по железнодорожному машиностроению ООО «Союз машиностроителей России» и комитетов НП «ОПЖТ».

В заседании приняли участие руководители машиностроительных предприятий, представители Государственной Думы РФ, руководители железных дорог Украины, Казахстана и Белоруссии.

В ходе заседания рассмотрены следующие вопросы:

1.                      Инновационные и прорывные технологии на железнодорожном транспорте.

2.                      Программа инновационного развития ОАО «РЖД».

3.                      Реформа системы технического регулирования в России.

4.                      Создание единого общероссийского органа аккредитации, принципы функционирования новой системы аккредитации.

5.                      Технические регламенты единого экономического пространства, особенности подтверждения соответствия инновационной техники.

6.                      Разработка поддерживающих межгосударственных стандартов – основа введения новой системы подтверждения соответствия.

При обсуждении отмечено, что подписанный 21 июля 2011 года Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (№ 255-ФЗ) в целом способствует дальнейшему совершенствованию системы технического регулирования в Российской Федерации. Однако отдельные нормы закона, связанные с обязательным подтверждением соответствия, будут создавать серьезные риски выпуска в обращение небезопасной продукции и предоставляют конкурентные преимущества зарубежным изготовителям.

К нормам, создающим угрозу российской промышленности, относятся:

- определение термина «впервые выпускаемая в обращение продукция», что может вывести из сферы обязательного подтверждения соответствия практически всю продукцию, включая импортируемую;

- возможность замены обязательного подтверждения соответствия с участием третьей стороны декларированием на основании собственных доказательств, при условии отсутствия или невозможности применения документов в области стандартизации в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции;

- блокирование деятельности органов государственного контроля (надзора) по проверке соответствия продукции обязательным требованиям;

- возможность в переходный период (т.е. в настоящее время) в массовом порядке осуществлять декларирование на основании собственных доказательств, вместо обязательной сертификации и декларирования с участием третьей стороны.

В целях недопущения в эксплуатацию потенциально опасной продукции Комитет по железнодорожному машиностроению Союза машиностроителей России поддерживает разработанные и реализуемые ОАО «РЖД» и НП «ОПЖТ» следующие мероприятия:

1. Ускорение ввода технических регламентов Таможенного союза в области железнодорожного транспорта, обеспечив безопасность конкретной продукции на основании положений этих регламентов и перевода норм безопасности в предстандарты.

2. До ввода технических регламентов включение в Технические задания и Технические условия на продукцию все требования безопасности, с обеспечением их подтверждения в процессе приемочных испытаний, в том числе и при заказе техники за рубежом. А также включение в контракты на поставку и конкурсные документы условий проведения доказательства безопасности и расчетов риска или проведение добровольной сертификации на требования безопасности, приведенные в Технических заданиях.

3. Для вагонов и их компонентов на основании подписанных Советом глав железнодорожных администраций Соглашений о порядке допуска на инфраструктуру стран СНГ, обеспечивать допуск на российскую инфраструктуру железнодорожного транспорта подвижной состав, имеющий сертификат безопасности, выданный Советом признанным установленным порядком испытательным центром. Исключив случаи присвоения кода вагону парка общего пользования лишь при наличии декларации соответствия.

4. Включение в состав пакета документов, утверждаемых Минтрансом России в связи с вводом в действие Правил технической эксплуатации железных дорог положения о допуске подвижного состава к инфраструктуре общего пользования, включающего в себя требования о наличии доказательств безопасности.

Принято решение в целях недопущение в эксплуатацию потенциально опасной продукции подготовить, после проведения необходимых консультаций  обращение «Союза машиностроителей» в Правительство Российской Федерации.

Также были обсуждены Перечни машин и оборудования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме обязательной сертификации и декларирования соответствия (далее - Перечни).

В ходе заседания отмечено, что концептуальные изменения Перечней (сокращение с 72 до 9 позиций), после их одобрения организациями и предприятиями промышленности на этапе публичного обсуждения, а также обсуждения на Совете Минпромторга подтверждают наличие системной ошибки в порядке организации работ по разработке технических регламентов Таможенногосоюза. Проекты регламентов, получивших принципиальные изменения, должны проходить процедуру повторного публичного обсуждения. В противном случае все обсуждения теряют смысл.

Также, сегодня отсутствуют процедуры в части установления кодов ТН ВЭД для продукции, включенной в состав Перечней, что вызовет серьезные проблемы участников внешнеторговой деятельности.

Принято решение, учитывая произошедшие в ходе согласований концептуальные изменения технического регламента о необходимости взять за основу Перечень машин и оборудования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям вышеуказанного технического регламента прошедший процедуры публичного обсуждения или возобновить эти обсуждения.

Поделиться: