(В сокращении) Извлечение из Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации на 2007-2009 годы. Цель 3. Развитие научно-технологического и производственного потенциала в интересах повышения уровня национальной безопасности Техническое переоснащение Вооруженных Сил современными видами вооружения и военной техники, включая оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами стратегических вооружений, является задачей общенационального масштаба. Оборонно-промышленный комплекс должен стать многопрофильным, диверсифицированным и интегрированным с гражданским сектором российской экономики, способным создавать и производить современные образцы вооружений, военной техники и высокотехнологического оборудования в соответствии с потребностями Министерства обороны, других силовых структур и отраслей промышленности и энергетики. В настоящее время финансово-экономическое положение большинства предприятий оборонных отраслей поддерживается на минимально допустимом уровне в основном за счет выполнения экспортных заказов, а также заказов для топливно-энергетического комплекса и других отраслей экономики. Как следствие, предприятия используют в основном научно-технический и производственный задел прошлых десятилетий, их способность разрабатывать и выпускать конкурентоспособную продукцию снижается, что отрицательно сказывается на обороноспособности страны. Для обеспечения высокого уровня национальной безопасности необходимо не только восстановить и нарастить научно-технологический и производственный потенциал российской оборонной промышленности, но и добиться наиболее эффективного его использования. Направления, для достижения указанной цели, включают в себя: • разработку отраслевых стратегий развития и стратегии развития ОПК в целом; • реструктуризацию, модернизацию и развитие научно-технической и производственно-технологической базы; • обновление номенклатуры продукции; • совершенствование организационно-управленческой структуры и качества управления; • развитие экспортного потенциала. В настоящее время Минпромэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработаны документы в сфере ОПК: Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, Стратегия развития радиоэлектронной промышленности, Стратегии развития промышленности боеприпасов и спецхимии; Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года; предусматривается разработка Стратегии развития промышленности обычных вооружений. С учетом стратегий развития оборонных отраслей промышленности разрабатывается Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2015 года. Реализация этих стратегий связана со значительными инвестициями и повышением эффективности государственного управления оборонно-промышленным комплексом. Мероприятия по развитию экспортного потенциала имеют важное значение в условиях, когда размер внутреннего рынка для предприятий ОПК уменьшился до критического минимума. Это может повлечь за собой распад сложившейся кооперации по производству наукоемкой продукции, разобщение интеллектуального и научно-технического потенциала отечественных разработчиков вооружения и военной техники. Одним из перспективных направлений стимулирования экспорта вооружений является совершенствование системы военно-технического сотрудничества, которая на данном этапе ограничивает эффективность российского экспорта вооружений, а также привлекательность российской военной техники для потенциальных покупателей из-за трудностей по ее обслуживанию и ремонту. Для этого необходимо совершенствование нормативно-правовой базы внешнеторговой деятельности в отношении вооружений и военной техники, в частности – для обеспечения благоприятных условий деятельности на внешнем рынке интегрированных структур ОПК. Это совместная задача для Минобороны и Минпромэнерго России. Непосредственным результатом ее решения должно стать создание новой нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы военно-технического сотрудничества. Деятельность по достижению указанной стратегической цели может быть охарактеризована показателями, описывающими динамику развития сектора ОПК: показателями объемов производства, инвестиций и финансовых результатов соответствующих предприятий. Основные показатели, характеризующие уровень достижения указанной стратегической цели: • увеличение объемов производства продукции ОПК, • доля инновационной продукции в общем объеме выпуска ОПК, • доля продукции ОПК, производимая убыточными предприятиями, • темп роста объема инвестиций в основной капитал предприятий ОПК, • экспорт вооружений и военной техники. Развития научно-технического и производственного потенциала в интересах повышения уровня национальной безопасности предполагается добиться в результате решения трех тактических задач. Задача 3.1. Обеспечение разработки и производства новых видов вооружения и военной техники Обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники включает в себя: • развитие конкурентоспособного производства; • сохранение и дальнейшее развитие научно-технической и производственно-технологической базы, включая развитие промышленных критических технологий; • оптимизация состава и структуры оборонно-промышленного комплекса с реструктуризацией и повышением загрузки производственных мощностей; • сохранение, поддержание, оптимизация и дальнейшее развитие уникальной стендовой базы и полигонов; • принятие нормативно-правовых актов деятельности, создание и финансирование деятельности федеральных казенных предприятий. Решение этой задачи послужит обновлению номенклатуры вооружения военной и специальной техники (ВВСТ) и, как следствие, будет способствовать повышению боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации и росту конкурентоспособности предприятий оборонной промышленности на мировом рынке вооружений и военной техники. Обновление номенклатуры ВВСТ требует модернизации и, в ряде случаев, создания производственных мощностей на предприятиях оборонной промышленности для обеспечения реализации государственной программы вооружения. При этом для модернизации производственных мощностей нужны не только дополнительные инвестиции, но и совершенствование системы государственного регулирования предприятий ОПК, обеспечение их заинтересованности в производстве конкурентоспособной продукции, снижении издержек и расширении экспорта. В настоящее время решение этой задачи осуществляется в рамках государственного оборонного заказа и отдельных мероприятий федеральных целевых программ, реализуемых в ОПК. По государственному оборонному заказу государственные капитальные вложения направлялись на развитие производственных мощностей под выпуск ВВСТ (главный распорядитель бюджетных средств – Роспром). Начиная с 2007 года комплексное решение задачи по качественному обновлению производственно-технологической базы ОПК, развитию промышленных базовых и критических технологий в обеспечение реализации Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы, формированию нового конкурентоспособного облика ОПК, включающего крупные интегрированные структуры, устойчиво функционирующие в условиях рынка, предусматривается в рамках разработанной ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года». В рамках внепрограммных мероприятий предлагается субсидирование в установленном порядке процентной ставки коммерческого кредита для реализации проектов по развитию на диверсифицируемых мощностях выпуска высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения, ориентированной на рыночный спрос. Это позволит привлечь значительные негосударственные инвестиционные средства, увеличить загрузку производственных мощностей предприятий с максимально возможной степенью технологического сопряжения с работами по созданию перспективного вооружения, военной и специальной техники, создать дополнительные рабочие места и получить дополнительные средства на цели развития производства организаций ОПК. Таким образом, будет уменьшена нагрузка на бюджет при реализации программных мероприятий, а также за счет оживления и роста объемов производства конкурентоспособной продукции обеспечены не только возврат кредитных средств, но и дополнительные поступления в бюджеты всех уровней. Основным показателем уровня модернизации являются состояние основных фондов и инвестиции в основные средства предприятий ОПК. Соответственно, показатели решения указанной задачи: • темп роста объема инвестиций в основной капитал организаций ОПК, % к предыдущему году, • удельный вес машин и оборудования в возрасте до 10 лет. Задача 3.2. Научно-техническое и производственно-технологическое развитие мощностей по утилизации обычного и химического оружия, обеспечение ядерной и радиационной безопасности Промышленная утилизация запасов устаревающего и отработавшего свой эксплуатационный срок вооружения и военной техники является одним из текущих направлений деятельности Министерства. Актуальность этой задачи обусловлена тем, что запасы отработанных радиоактивных отходов, также запасов химического оружия, в условиях старения емкостей для их долговременного хранения создают растущую угрозу экологической безопасности России. То же относится к списанным вооружениям и военной технике, в первую очередь кораблям и подводным лодкам с атомными реакторами на борту. Процесс утилизации значительной доли отработавших вооружений может принести положительный народнохозяйственный эффект в виде получения промышленностью ценного вторичного сырья. Задача государства заключается в организации предприятий соответствующего профиля и их безубыточного функционирования, а также в обеспечении необходимого контроля за движением утилизируемых или высвобождаемых опасных материалов. В рамках обеспечения безопасности функционирования ядерных объектов необходимо также решать проблемы усиления их физической и противопожарной защиты, модернизации контрольно-измерительного оборудования. В соответствии с формулировкой тактической задачи степень ее решения может быть описана следующими конечными показателями: • объем утилизированных обычных вооружений, • объем уничтоженного химического оружия I категории. Задача 3.3. Повышение эффективности государственного управления предприятиями ОПК Повышение эффективности системы управления в области военно-технического обеспечения обороны и безопасности государства в целом, и управления предприятий ОПК в частности, должно стать основной для их вывода из кризисной ситуации. В рамках решения этой задачи создаются системообразующие интегрированные структуры оборонно-промышленного комплекса, функционирующие на основе современной корпоративной системы управления. В частности, предусматривается и уже произведено числа предприятий в разработанном Сводном реестре, что должно послужить оптимизации управления оборонно-промышленным комплексом, позволит более эффективно использовать средства федерального бюджета, направленные на выполнение государственного оборонного заказа и удовлетворение других государственных нужд, в том числе - определение разумного размера мобилизационных мощностей. Предусматривается создание системы контрактов, обеспечивающей коммерциализацию инновационной деятельности, включая центры передачи технологий. Для вовлечения в коммерческий оборот результатов интеллектуальной деятельности, созданных за длительный период в оборонно-промышленном комплексе, планируется создание необходимой инфраструктуры, включающей центры передачи технологий и коллективного использования высокопроизводительного оборудования. Назревшей задачей является совершенствование системы ценообразования на продукцию предприятий ОПК путем снижения масштабов трансфертного ценообразования, создания прозрачных и справедливых механизмов оценки затрат и установления нормативов прибыльности в рамках государственного оборонного заказа. Это совместная задача для Минпромэнерго и Минобороны России. Результатом решения этой задачи должно стать радикальное снижение числа убыточных предприятий в ОПК. Соответственно, показатели решения указанной задачи: • доля убыточных предприятий ОПК, включенных в Сводный реестр организаций ОПК, • доля продукции ОПК, производимая убыточными предприятиями, • экспорт вооружений и военной техники, в млн. долл. "rosprom.gov.ru"
Поделиться: