31.07.2008
РЖД подсчитывают доходы. Выручка компании растет, несмотря на снижение темпов роста грузооборота. РБК daily 31.07.2008 В этом году крупнейшая транспортная компания страны обещала впервые в своей истории заработать более 1 трлн руб. И похоже, такие планы «Российских железных дорог» (РЖД) становятся реальностью. По крайней мере, заработанные в первом полугодии, несмотря на снижение темпов роста грузооборота, 528,6 млрд руб. гарантируют не меньший доход во второй части года. Как сообщил вчера президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин, доходы компании в первом полугодии выросли на 12,7%, до 528,6 млрд руб., однако чистая прибыль сократилась на 26,3%, до 18,8 млрд руб. На реализацию инвестиционной программы РЖД направили более 143 млрд руб. — на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Дебиторская задолженность компании возросла на 23,1%, до 80 млрд руб., кредиторская — на 13,4%, до 144,2 млрд руб. Как пояснили в РЖД, большая прибыль за аналогичный период прошлого года была получена за счет продаж акций дочерних компаний. Мало того, в компании ожидали более существенного снижения чистой прибыли, которая, согласно официальным прогнозам РЖД, должна была составить 16,2 млрд руб. по итогам года. «Снижение чистой прибыли связано и с более высокими темпами инфляции, — отмечает РБК daily замдиректора группы «Рейтинги предприятий инфраструктуры» Standard & Poor’s Евгений Коровин. — Хотя это и стало поводом для внеочередного пересмотра тарифов компании». Повышенные тарифы с июля этого года, по мнению эксперта, будут компенсировать рост инфляции и могут улучшить финансовые результаты второго полугодия. В этих условиях РЖД без проблем смогут добиться поставленной цели — в этом году доходы компании запланированы на уровне 1,08 трлн руб. «Первое полугодие — это своего рода индикатор. Если в первом полугодии показатели находятся на уровне 35—40% от желаемого уровня годовых доходов, можно считать, что цели компании будут реализованы, — говорит РБК daily гендиректор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаелян. — Думаю, что планы РЖД по прибыли в 1 трлн руб. будут даже перевыполнены». И это несмотря на снижение темпов роста как грузооборота, так и перевозки грузов. Как сообщили РБК daily в РЖД, грузооборот на всей сети железных дорог возрос на 8,1% и составил 1,23 трлн ткм, а перевозка грузов — на 2,9%, до 677,6 млн т. В то время как за январь—июнь прошлого года компанией был обеспечен рост погрузки грузов на 4%, грузооборота — на 9,7%. Перевозки пассажиров в первом полугодии остались на уровне первого полугодия прошлого года и составили 592,1 млн человек. Снижение темпов роста грузооборота компании аналитики объясняют разными причинами. «В последние годы вследствие роста среднего расстояния перевозок темп роста грузооборота был выше», — говорит РБК daily эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожной отрасли Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Куротченко. Агван Микаелян связывает замедление темпов увеличения грузооборота с серьезными изменениями в тарифной политике. «Тарифы взлетают — грузооборот, соответственно, падает, потом происходит привыкание. Этот период обычно составляет один-два квартала», — пояснил он РБК daily. Ситуацию с грузооборотом призвано исправить второе полугодие. По итогам года, считают эксперты, темпы роста грузооборота могут быть даже немного выше прошлогодних 7%. По прогнозам ИПЕМ, погрузка возрастет на 3,5%, до 1,4 млрд т, а грузооборота — на 7,5%, до 2,2 трлн ткм. В самих РЖД прогнозируют грузооборот на уровне 2,4 трлн ткм, пассажирооборот — 179,6 млрд пассажирокилометров.