Генеральный директор Ростеха, председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов в рамках рабочей встречи с Владимиром Путиным рассказал президенту о выполнении гособоронзаказа, а также об участии Госкорпорации в решении задач по обеспечению технологического суверенитета страны в области авиа- и двигателестроения, производства автомобилей, в том числе беспилотных.
Приоритетным направлением для Госкорпорации остается выполнение гособоронзаказа: предприятия Ростеха регулярно поставляют в войска современные образцы артиллерии, бронемашины, танки, боевую авиацию, стрелковое оружие, беспилотники и боеприпасы. Как сообщил Сергей Чемезов, производство отдельных видов боеприпасов в сравнении с 2021 годом увеличилось в 50 раз, легкой бронетехники, бронемашин – в 5,5 раза, танков – в семь раз. Как подчеркнул глава Ростеха, такой рост производства был бы невозможен без глобальной модернизации предприятий, проведенной до 2022 года.
В то же время Госкорпорация не прекращает работу по выпуску гражданской продукции, в первую очередь это касается самолетов для гражданской авиации. «До 2030 года мы должны произвести более 500 самолетов различного типа: 270 лайнеров МС-21, 142 самолета «Суперджет-100» и 115 самолетов Ту-214. Сегодня в разных стадиях готовности у нас находятся 18 самолетов МС-21», – рассказал Сергей Чемезов.
Первым получателем новых воздушных судов станет «Аэрофлот». К 2029 году объемы производства МС-21 должны увеличиться до 72 самолетов ежегодно.
Глава Госкорпорации также остановился на теме двигателестроения, в частности авиадвигателя ПД-8: «Он уже готов, испытания на стендах и на летающей лаборатории завершены, начнутся сертификационные полеты в составе самолета». Кроме того, в 2024 году, как отметил Сергей Чемезов, планируется получить сертификат на двигатель ВК-650В, который будет устанавливаться на вертолетах «Ансат» и Ка-226. «Сегодня там стоят иностранные двигатели, но в 2024 году мы, надеюсь, уже завершим все испытания и получим сертификацию», – добавил он.
Отдельно Сергей Чемезов рассказал о проектах в области вертолетостроения. «В 2024 году мы завершим второй этап сертификации так называемого офшорного вертолета Ми-171А3. Он будет использоваться для обслуживания морских платформ. Кроме этого, он может делать вынужденную посадку, приземляться прямо на воду и на пески. Мы его показали на выставке в Абу-Даби, и был большой интерес. Сейчас мы сделаем сертификацию для пассажирского и поисково-спасательного вертолета на его базе», – пояснил он.
Кроме того, продолжается работа по вертолету «Ансат»: в результате импортозамещения дальность его полета увеличится с 500 до 660 км, а с дополнительным топливным баком – до 800 км, при этом машина будет построена на отечественных комплектующих.
В части автомобилестроения Сергей Чемезов отметил производство электромашин и беспилотников, участие в выпуске которых принимает КАМАЗ. В настоящее время уже шесть беспилотных грузовиков курсируют по трассе Москва–Санкт-Петербург, а в 2024 году их будет 18. «В 2024 году мы запустим такой же беспилотник карьерного типа. Огромный самосвал, но без кабины, без всего, он будет самостоятельно возить породу», – пояснил глава Ростеха.
Также, по словам Сергея Чемезова, уже 1100 электробусов производства КАМАЗа перевозят пассажиров по Москве. «В этом году мы подписали контракт еще на тысячу автобусов, которые будут также эксплуатироваться в Москве. Мы уже отправили их и в Волгоград, и в Курск, и в Липецк. Сейчас готовится контракт в Ростов и Таганрог. То есть количество городов, которые эксплуатируют электрические автобусы, все растет. Спрос есть», – добавил он.
В то же время автопроизводитель после ухода зарубежных партнеров усилил работу по импортозамещению. Так, по словам главы Госкорпорации, за год удалось заменить 2300 комплектующих. «Сегодня машина, которая была с немцами сделана, К5, локализована где-то на 75–80%. И мы не просто заменили, но даже улучшили характеристики этого автомобиля. У нас, допустим, двигатель стал более экономичным: если раньше на 100 километров расход был 25–27 литров, то сейчас будет где-то 22 литра. Шумовые характеристики стали меньше, межсервисный интервал увеличился: раньше был 120 тысяч километров, сейчас – 150 тысяч километров», – пояснил Сергей Чемезов.
Важным направлением в линейке гражданской продукции Ростеха является медицинское приборостроение. Глава Ростеха сообщил, что в соответствующей линейке изделий – уже 150 различных наименований медтехники. «Это оборудование делается в том числе и нашими предприятиями: «Швабе», «Росэлектроника», концерн «Радиоэлектронные технологии», – перечислил Сергей Чемезов. В частности, концерн «Радиоэлектронные технологии» известен выпуском аппаратов ИВЛ. В числе его разработок – мобильная установка ИВЛ, удобная в эксплуатации для врачей и для больного. Аппарат уже запущен в продажу и пользуется повышенным спросом.