7 октября в Москве прошло внеочередное заседание Экспертного совета по технологическому суверенитету в автомобилестроении при Комитете по промышленности и торговле Государственной Думы, на котором были подняты вопросы государственного регулирования автомобильной отрасли и совершенствования нормативной базы о государственных и муниципальных закупках.
Выступая с докладом, председатель Экспертного совета, член Бюро СоюзМаш России, президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов отметил, что государственное регулирование автомобильной отрасли опирается на ключевой принцип увязки объема мер государственной поддержки автопроизводителей с уровнем фактической локализации их продукции: чем выше уровень локализации автомобиля, тем к большему объему мер господдержки получает доступ такой продукт – промышленные субсидии, госзакупки, льготное автокредитование, льготный лизинг и другие. Сохранение ключевых принципов текущего регулирования важное условие для дальнейшего укрепления отечественной автомобильной промышленности в рамках исполнения поставленных Указом Президента №309 национальных целей развития, среди которых укрепление технологического суверенитета, рост доли высокотехнологичной продукции на основе отечественных разработок и снижение доли импорта в структуре ВВП.
Экспертное сообщество поддержало позицию Максима Юрьевича и подтвердило, что для дальнейшего развития автомобильной и автокомпонентной отраслей необходимо сохранить жесткий курс на локализацию и сконцентрировать ограниченные бюджетные средства на наращивании объемов и на обновлении и расширении модельного ряда высоколокализованных отечественных автопроизводителей. В этой связи важно не только сохранить ключевые принципы текущего госрегулирования отрасли и увязать меры господдержки с уровнем фактически достигнутой локализации, но и сделать публичными условия Специальных инвестиционных контрактов (СПИК) в отрасли в части инвестиций, локализации, объемов и сегментов производства, стимулировать новые проекты в отрасли в рамках базовых принципов госрегулирования через имеющиеся меры государственной поддержки, обеспеченные надлежащим финансированием. При этом введение льготных режимов для новых площадок целесообразно только в тех сегментах рынка, где отсутствуют отечественные продукты и проекты в финальной стадии готовности.
Необходимость совершенствования нормативной базы в государственных и муниципальных закупках и распространения требований о локализации продукции автомобилестроения на закупки отдельными видами юридических лиц, находящимися под прямым или косвенным контролем Российский Федерации, на сегодняшний день своевременна и актуальна для всех российских производителей, взявших на себя повышенные обязательства по объемам производства и локализации. Однако, вариативность подходов и трактовок в рамках проведения тендеров на закупку автотранспорта и транспортных услуг, регулярно является причиной выбора в пользу низколокализованных игроков и, как следствие, снижения продаж отечественной продукции. Это возможно благодаря отсутствию требований о локализации закупаемой или арендуемой автомобильной техники для государственных компаний, государственных корпораций, унитарных предприятий и прочих юридических лиц с госучастием. При этом участники заседания отметили, что нет цели кардинально менять правила закупок – предлагается выверить эти правила и исключить возможности их обхода.