Заседание обновленного Экспертного совета открыли генеральный директор АО ОСК Андрей Пучков и председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенёв.
Открывая заседание, Владимир Гутенёв отметил, что российские передовые конструкторские бюро и высокотехнологичные верфи готовы предложить заказчикам уникальные решения. При этом для реализации имеющегося потенциала необходимо повышать маржинальность предприятий по гособоронзаказу и привлекать к работе квалифицированные кадры.
Понимая необходимость преодоления этих вызовов, ОСК перезапускает работу судостроительной отрасли, которая является важной частью отечественной экономики. Как отметил Андрей Пучков: «Судостроение тесно связано с такими смежными отраслями, как металлургия, двигателестроение, приборостроение, ядерная энергетика и другими наукоёмкими отраслями. По нашим оценкам, одно рабочее место в судостроении создает от 4 до 7 рабочих мест в смежных отраслях».
При этом действующая бизнес-модель отрасли, как отметил Андрей Пучков, не соответствует вызовам, стоящим перед ней. В рамках актуализации перечня стратегических инициатив институционального развития и перехода отрасли на технологии Судостроения 4.0. (крупноблочное строительство, роботизация, внедрение аддитивных технологий и новых материалов, цифровизация производственных процессов) совместно с экспертным сообществом сформирован перечень необходимых мер поддержки финансового и нефинансового характера.
В частности, предлагается наращивать приоритетные меры поддержки, среди которых: увеличение спроса и обеспечение доступа к рынкам, экосистема поставщиков, поддержка перевооружения верфей и ликвидация дефицита построечных мест, компетенции и кадровый потенциал, технологии и инновации.
Также в рамках заседания Экспертного совета Минпромторг России представил концепцию федерального проекта «Производство судов и судового оборудования». Как отметил Владимир Гутенёв, федпроект будет реализован, в том числе, для достижения национальных целей развития, определенных Указом Президента России, по увеличению перевозок по международным транспортным коридорам (к 2030 году в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2021 года).
Кроме того, в рамках нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» в целом предусмотрены мероприятия по ежегодному формированию отраслевого заказа на подготовку кадров, актуализации образовательных программ, открытию новых кафедр в вузах и обновлению лабораторной базы учебных заведений.
В завершение Андрей Пучков и Владимир Гутенёв отметили, что Экспертный совет должен стать площадкой для выработки и продвижения инновационных и эффективных решения в интересах судостроительной отрасли.