В 2024 году образовательная программа Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего» была переформатирована: 15 факультетов преобразовались в 6 кластеров, включающих 20 групп по основным векторам развития техники и технологий.

Для группы «Вооружение, боеприпасы и спецхимия» прошли инженерные практикумы по разработке образца кассетного авиационного боеприпаса и пиротехнического изделия, подготовка операторов ПТРК на учебно-тренировочных средствах.

«Участники разобрали типы и виды изготавливаемых изделий и научились отличать их по внешнему виду и принципу работы, приоткрыли завесу тайны изготовления части комплектующих и причин их разработок», - сообщил инженер-конструктор 1 категории Дмитрий Торхов.

Группу «Высокоточные комплексы» познакомили с историей и перспективами развития оружия, показали массогабаритные изделия образцов вооружения, военной и спецтехники разработки, которое действует в зоне СВО. Каждый смог попробовать себя в управлении мини-погрузчиком ANT-1000 на тренажере-симуляторе.

«Работа нашего факультета началась с истории развития высокоточных комплексов, продолжилась вопросами, связанными с внешними условиями фактического применения данных комплексов и процессами функционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса. Также разбирались с физическими процессами, которые сопровождают функционирование высокоточных комплексов – вопросы аэродинамики, неких химических процессов и приводов», - рассказал ведущий специалист КБП, представитель факультета высокоточных комплексов Станислав Зыков.

Участники группы «Беспилотные системы» овладели базовыми знаниями об устройствах БАС, а затем отработали полученные навыки на практике с применением интерактивных методов, в ходе которой им продемонстрировали программно-аппаратный комплекс «Глаз-Гроза».

«Мы изучали устройство гражданского мультикоптерного дрона: какие на нем системы устанавливаются, для чего они служат. Также во время практики фактически собирали и разбирали коптер, изучали эти системы в действующих образцах», - сообщил младший научный сотрудник Тульского государственного университета Максим Кирсанов.

Слушатели «Автомобилестроения» смогли пообщаться и задать вопросы создателям автомобилей компании АВТОВАЗ, ознакомились с ключевыми этапами разработки нового продукта, проведением виртуальных испытаний, этапами контроля качества на предприятии, горизонтами на будущее.

«Вот уже третий год компания АВТОВАЗ представляет свой автомобильный факультет в рамках форума. Каждый раз появляется уникальная программа исходя из запросов участников. В этом году она полностью сконцентрировалась на технологическом суверенитете компании, а также всех промышленных предприятий России. Участников ожидало глубокое погружение в область автомобилестроения, мягких навыков современного инженера будущего и их молодого руководителя», - рассказала заместитель главного инженера проекта «Силовые агрегаты» Олеся Щербакова.

В рамках группы «Перспективное проектирование» молодых инженеров научили использовать современные методы проектирования при реализации сложных проектов – разработка, модернизация подвижного состава, повышение эксплуатационных возможностей.

«Наша программа посвящена как раз передовым технологиям, которые развивает сейчас Трансмашхолдинг. Они предназначены в первую очередь для повышения безопасности движения поездов, для повышения эффективности работы транспорта, ну и для создания новых комфортных условий для пассажиров. Эта площадка позволила нам обменяться опытом со специалистами разных направлений», - заявил руководитель департамента развития компании «Транстелесофт» входит в группу компании «ТМХ Интеллектуальные системы» Дмитрий Волковский.

Направление обучения «Авиастроение» позволило участникам изучить менеджмент и его инструменты на всех стадиях управления проектом в контексте авиа предприятий.

«В рамках обучения мы сразу даем готовые решения, уже апробированные на реальных предприятиях, - реальную практику, которая поможет ребятам «под ключ» внедрить это у себя. Это не просто теоретические знания, а именно бизнес-симуляция, то есть конкретный кейс, где участники смогли руками преобразовать процесс и улучшить при помощи той теории, которую мы дали непосредственно на имитационной модели», - пояснил спикер программного курса.

Участники «Аэрокосмического двигателя» разработали и защитили научно-технические проекты, провели огневые стендовые испытания модельных двигателей, изготовили модель ракеты-носителя с возвращаемым модулем и произвели запуск разработанных моделей летательных аппаратов.

Группа «Аэрокосмический планер» освоила специальные курсы, изучив проектирование высокоскоростной летательной техники, динамику полета, особенности работы двигателей. Слушатели практиковались в запуске и управлении движением моделей летательных аппаратов с электрическими и с реактивными двигателями.

В рамках инженерно-научного направления участники прошли курс обучения по решению практических задач с помощью компьютерного моделирования, а после полученные знания применили в создании летательного аппарата с запуском в небо.

Ребята из многонациональной группы «Международное сотрудничество» создали макет многоразовой космической системы и произвели запуск моделей.

«В аэрокосмической программе по четырем направлениям у инженеров была возможность изучить пилотирование аэрокосмических аппаратов, конструирование и аэродинамику, прочность и электронику, а также работу в международной команде. Помимо прочего, проводились опыты по аэрофизическим исследованиям и компьютерному моделированию, моделированию процессов горения двигателя и много-много интересного», - рассказал старший научный сотрудник, кандидат физико-математических наук, председатель научно-технической комиссии профсоюза ФАУ «ЦАГИ» Иван Амелюшкин.

Участники группы «Вертолетостроение» собирали из комплектующих квадрокоптеры, после чего проходили летные испытания.

«Студенты освоили методы и способы применения передовых инструментов управления качеством для создания вертолетной техники с первого раза. Полученные знания они смогут применить на своих рабочих местах и увидеть, как это влияет на качество всего финального изделия», - руководитель процессного офиса «Вертолеты России» Алексей Залужный.

Обучение группы инноватики «Оптима» было построено через имитационные организационно-деятельностные игровые форматы. Инженеры развили надпрофессиональные компетенций в части целеполагания, планирования и командной работы.

«Мы занимались преимущественно авиационным двигателестроением. Разработками по промышленным установкам нефтегазоперерабатывающей отрасли и энергетики. Молодых инженеров мы на своем факультете больше учили все-таки Soft Skills, то есть умению работать в команде и структурировать, выстраивать проектную деятельность, потому что любые технические изменения, они проходят в том числе и в этой стадии», - считает спикер группы Елена Шикунова.

Тематика образовательной программы «Аэромобильность» касалась развития беспилотной авиации в России. Участники не только получили теоретические знания, но и приобрели навыки по пилотированию, эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, прототипированию и монтажу дополнительных узлов БВС.

«В этом году подготовили специально для участников форума уникальную возможность - почувствовать себя не только инженером, но и научиться управлять беспилотным воздушным судном. Именно здесь участники смогли создать свою команду и потренироваться на настоящем авиасимуляторе, проектировать, моделировать и, конечно же, распечатывать детали на 3D-принтере, монтировать созданные самостоятельно детали на корпус беспилотного летательного аппарата, а ещё научиться работать с дальномером и, конечно же, участвовать в комплексных межкомандных соревнованиях, где инженеры управляли беспилотным воздушным судном, а также обрабатывали информацию Сидара и создавали 3D-модель маршрута», - поделились сотрудники Московского авиационного института.

Слушатели группы «Корабельные системы и технологии» изготавливали прототипы кораблей, на площадке «Фабрика процессов» строили атомные подлодки проектов «Борей» и «Ясень», включая монтирование оборудования, электромонтажные работы.

«Как вы знаете, поддержка и реализация инициатив талантливой молодежи и молодежной политики в целом стоит во главе перспективного развития корпорации. В этом году молодые специалисты судостроительной отрасли подготовили для участников Форума крайне интересную и насыщенную образовательную программу. Мы уверены, что разработанные переходы от теории к практике в течение форумного дня запомнились Вам надолго, а самое главное, вы прокачали свои профессиональные и личностные качества и сможете применить полученный багаж знаний на своих предприятиях», - председатель Совета молодых ученых и специалистов ОСК Александр Романов.

Группа «Биотехнические системы» за 6 дней создали аппарат ИВЛ для новорожденных, разобравшись в управлении требованиями к изделию, электронике, пневматике, механике, разработке встроенного программного обеспечения, грамотных управленческих решениях по использованию инвестиционного портфеля.

«В этом году образовательный процесс строился по шести компетенциям: управление проектом, управление требованиями, электроника, пневматика, механика и встроенное программное обеспечение. В течение 6 дней ребята разрабатывали сложное медицинское изделие - нейронатальный аппарат искусственной вентиляции легких, курировали процесс и формировали требования к продукту - действующие инженеры и клинические эксперты», - проинформировал главный конструктор Уральского пневмомеханического завода Холдинга «Швабе» Алексей Чупов.

Участники группы «Робототехника» получили базовое колесное шасси, моторы, сервоприводы, плату Arduino, металлический конструктор и собрали подвижного робота на Bluetooth-управлении, оборудованного механизмом стрельбы. В последний день программы команды сразились друг с другом в «Битве Роботов».

«Наш курс нацелен на командную работу, слушатели получили новые знания в таких областях как программирование, схемотехника. мехатроника. Во время практической работы участники научились паять, работать с различными двигателями и приводами для Arduino, и с помощью всех этих знаний и своих рук они создали уникального робота, с которым в заключительный финальный день приняли участие в битве роботов, по итогам которой были выбраны три лучшие команды-конструкторов», - рассказал инженер-конструктор 2 категории АО «РПКБ» Никита Казаков.

В рамках группы «Территория радиоэлектроники» участники разработали собственные проекты с использованием радиоэлектронных наборов, прошли краткий курс по пилотированию дронами, освоили lean-технологии на тренинге по бережливому производству.

«Помимо развития личностных, инженерных качеств, большое внимание на форуме уделяется поднятию престижа нашей профессии инженера, и наряду с ней звучат теперь только такие слова: инновационный, перспективный, высокотехнологичный. Раз за разом оттачивая организацию и посыл, форум «Инженеры будущего» стал очень популярным, медийным и престижным. Попасть туда – значит впитать атмосферу современных достижений науки и техники», - считает начальник сектора Концерна «Созвездие», председатель совета молодых ученых и специалистов Максим Паршин.

Обучение группы «Подготовка проектных команд «Прорыв»» прошло по востребованным soft-компетенциям: работа в кроссфункциональной команде, построение эффективного взаимодействия, лидерство, работа с информацией, системное мышление, навыки презентации в формате демо-тренингов, интерактивных лекций, мастер-классов.

«Особенности работы проектных подходов в условиях пульсирующей внешней среды, стратегии и инструменты работы в кроссфункциональной команде, фишки системного и креативного мышления, а также возможность поработать с заказчиком, - всё это и многое другое ждало участников», - заявила руководитель учебно-методического центра по развитию перспективных компетенций Академии Ростеха Евгения Сурова.

Направление обучения «Технологии будущего» позволило участникам самостоятельно создать программное обеспечение, протестировать его. Молодые инженеры узнали о новых VR/AR/XR-технологиях использовании вместе с нейросетями.

«В процессе лекций обсуждалось, как виртуальная дополненная реальность уже сегодня трансформирует производственные процессы, улучшает бизнес-операции, вносит вклад в развитие различных отраслей экономики. Пример отечественных проектов показал участникам реальные кейсы и достигнутые результаты. Рассматривались вызовы, с которыми индустрия сталкивается каждый день, а также методы и пути их решения. Многие решения уже пришли участникам в процессе занятий», - пояснил генеральный директор «Номикс» Иван Головенчик.

Процесс обучения в группе «Цифровой инженер» включал в себя теорию и практику цифрового проектирования изделий и информационного моделирования объектов капстроительства, экспресс-сертификацию по САПР КОМПАС-3D и САПР техпроцессов Вертикаль. Слушатели узнали про актуальные методики проектирования, создания электронной модели изделия для производства и ИТ-поддержки обеспечения качества продукции.

«Аудитория и ребята, которые присутствовали на образовательной программе, получили основные навыки по проектированию трехмерных изделий, трехмерных узлов, деталей, по проектированию технологических процессов и в целом по управлению инженерными данными на промышленных предприятиях с применением программных решений. Если говорить о форуме, здесь можно пообщаться с коллегами, ребятами, провести полезные для них мастер-классы, передать им какие-то знания», - поделился впечатлениями по итогам обучения представитель компании АСКОН Андрей Палачев.

Напоминаем, Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего» проводится ежегодно для молодых руководителей структурных подразделений промышленных компаний, инженеров и специалистов технической направленности, студентов и аспирантов высших учебных заведений, представителей молодежных общественных организаций. В этом году мероприятие пройдет с 23 июня по 3 июля в Тульской области. Организаторами выступают Союз машиностроителей России, Лига содействия оборонным предприятиям, Правительство Тульской области, Госкорпорация Ростех, Федеральное агентство по делам молодежи при поддержке Нацимбио, Промсвязьбанка, Группы «Россети» и НОВИКОМа. На площадке участникам предоставляется уникальная возможность пройти обучение по самым интересным, насыщенным, инновационным программам в рамках образовательного блока, участвовать в обширной деловой программе, а также показать свои навыки и раскрыть свои таланты в спортивно-развлекательных активностях.

Фотографии